Автор «Старого Воронежа»

Автор «Старого Воронежа»
фото показано с : communa.ru

2018-4-23 19:16

Имя в истории В своё время, а именно – в 1992 году, научный сотрудник Воронежского художественного музея им. И. Н. Крамского известный искусствовед Маргарита Лунёва в своей статье «Собиратель коллекций» писала: «Обращаясь к истории коллекции ВХМ им.

И. Н. Крамского, мы с глубоким и тёплым чувством признательности называем имя Юрия Ивановича Успенского. В трудные годы Гражданской войны и разрухи, живя в Воронеже, он много сил и таланта отдал заботе о поддержании культурной жизни города, о сохранении музейных коллекций и их приумножении».

Анатолий МАНУШИН, краевед

г. Воронеж

Кем же был Юрий Иванович Успенский? Сведений о нем сохранилось не так уж и много, да и вспоминают о нём в Воронеже редко. Постараемся напомнить воронежцам об этом интересном человеке, тем более что к этому есть повод – 21 апреля исполнилось 145 лет со дня рождения Юрия Ивановича Успенского.


Итак, Юрий (Георгий) Успенский родился 9 (21) апреля 1873 года в Старом Осколе в семье курского мещанина Ивана Макаровича Успенского. Весьма рано у Юрия проявились способности к наукам, и его удалось поместить в Воронежскую мужскую классическую гимназию, которую он окончил в 1892 году с золотой медалью. Продолжил же он своё образование в Петербургском университете на математическом факультете. Учеба на математика чем-то не устроила студента, и он перешел в Петербургский институт путей сообщения. Учеба давалась легко, но жизнь была трудной, отец материально не поддерживал. Пришлось зарабатывать на жизнь репетиторством.


Юрий Успенский

Институт Юрий Иванович окончил в 1898 году с дипломом первой степени и был направлен Министерством путей сообщения на строительство Екатерининской (Донбасской) железной дороги. Успешно трудился, проявил себя знающим специалистом, и в 1904 году был назначен директором этой железной дороги. По делам службы Юрий Иванович бывал и в Воронеже, где и познакомился с Елизаветой Евгеньевной Беляевой, дочерью земского врача. На ней он вскоре и женился.


Карьера Успенского успешно продвигалась: с 1907 года он – управляющий, позже – председатель Харьковского комитета по распределению перевозочных средств на железной дороге. А через пять лет его пригласили в Петербург в качестве начальника Отдела всех новых железных дорог. В этой должности он состоял вплоть до Октябрьского переворота, работу в Министерстве путей сообщения продолжил и после революции. Параллельно Успенский занимался и наукой – имел более двадцати печатных работ. С 1919 года Юрий Иванович – член научно-технического совета по государственному строительству НКПС.

В 1920 году Успенский уезжает к семье в Воронеж, где жена и дети (две дочери и сын) находились со времени Февральской революции. Успенские проживали в Воронеже в 1920-1923 годы. Этот «воронежский период» в жизни главы семейства особенно интересен для нас. Чем же он занимался в Воронеже? Как высококлассного специалиста Советом Воронежского университета его избрали профессором на кафедре истории техники и прикладной экономики. А еще преподавал экономику транспорта и экономику промышленности, подготовил к печати очередной научный труд.

Но этой деятельностью не ограничился. Много времени уделял общественной работе. Успенский возглавлял комиссию по устройству быта ученых, являлся председателем секции научных работников. На общественных началах занимал должность директора Музея древностей и изящных искусств Воронежского университета вплоть до своего отъезда из Воронежа в 1923 году. Когда он только успевал всё это делать, во всё вникать? Вот как пишет о муже Елизавета Евгеньевна Успенская в своих воспоминаниях: «Человек недюжинного ума, выдающихся способностей, необыкновенно разносторонний и энергичный, Юрий Иванович страстно любил искусство и особенно русскую живопись и был знаком со многими выдающимися русскими художниками, которые его очень уважали. Новатор и организатор во всяком деле, Юрий Иванович много трудился над устройством провинциальных музеев, даже читал лекции по искусству».


Удивительно, что инженер-путеец не только увлекся искусством, но и стал большим его знатоком. Откуда истоки? Мне думается, они происходят из того периода, когда он жил в Петербурге. Шесть лет Юрий Иванович прожил в городе-музее в молодые годы.


Любознательного студента, конечно, интересовало всё в Петербурге – и музеи (и какие!), и разнообразные по стилям дворцы и здания, и выставки художников. Позднее, благодаря высокому служебному положению, имея достаточно средств, Успенский начал собирать живописные и графические работы русских художников XIX и начала XX веков. В его коллекции находились картины и рисунки таких замечательных живописцев, как Брюллов, Крамской, братья В. и Ал. Васнецовы, Нестеров, Коровин, Рерих, Кустодиев, Сомов и других. Со многими из них Юрий Иванович был не просто знаком, но и дружески близок, особенно с Виктором Михайловичем Васнецовым и его семьей.

В Воронеже Успенский, будучи директором университетского музея изящных искусств, значительно обогатил коллекцию произведениями известных русских художников – В. Васнецова, С. Малютина, В. Поленова, Н. Шишкина, Н. Шильдера, Е. Волкова и работами местных авторов, окончивших школу Л. Соловьева. Уезжая из Воронежа в 1923 году, Успенский подарил университетскому музею сто произведений живописи и графики.


Именно из слияния экспонатов университетского музея и художественных коллекций краеведческого музея и возник в 1933 году Воронежский областной музей изобразительных искусств, ныне художественный музей имени И. Н. Крамского.


В Воронеже Ю. И. Успенского интересовало и архитектурное наследие прошлых лет. В самом начале 20-х годов он работал над книгой «Старый Воронеж». Книга вышла в свет в феврале 1922 года тысячным тиражом. Объявление о её выходе с указанием цены – 60 копеек – опубликовано в «Воронежской коммуне» за 25 и 28 февраля. «Старый Воронеж» прекрасно иллюстрирован (с чертежами), правда, напечатан на желтой бумаге (такое было время!), с рисованной обложкой работы М. Анохина и В. Трофимова.


В тексте книги содержится двадцать одна репродукция акварелей с видами самых примечательных зданий, которые в основном давно утрачены. К работе над книгой Успенский привлек художников А. Васнецова (эскиз «Старый Воронеж» с Московской стороны), Н. Вакулинского, М. Паренаго, М. Салтыкова, В. Трофимова. Они создали художественную летопись Воронежа, хранящуюся в краеведческом музее. Особенно Юрия Ивановича привлекало храмовое зодчество, ему он посвятил отдельную главу.


В предисловии к книге Успенский пояснил две цели своего издания: во-первых, ознакомление вообще со старинной архитектурой города; во-вторых, описание тех архитектурных памятников, «которые требуют к себе внимания и нуждаются в охране и защите от всесокрушающих влияний времени и современной разрухи…». Как это ни горько осознавать, но слова его оказались пророческими: что не успели разрушить мы сами, завершили в 1942 году немцы, превратив город в руины.


Юрию Ивановичу Успенскому за книгу «Старый Воронеж» была присуждена высшая премия Центральной комиссии по устройству быта ученых. Репринтное издание 1922 года вошло в книгу «Город через столетие. Век нынешний, век минувший» (2014г. ).

После Воронежа Ю. И. Успенский вновь вернулся в Петроград, а в 1925 году был переведен в Москву в Госплан СССР. Через три года Юрий Иванович тяжело заболел, получил персональную пенсию. А 10 декабря 1929 года его не стало. Насыщенную жизнь прожил Ю. И. Успенский. Был он хороший семьянин, высококлассный специалист, ученый, щедрый коллекционер, ценитель и знаток русского искусства.

Источник: газета «Коммуна» | №31 (26778) | Вторник, 24 апреля 2018 года

.

Подробнее читайте на ...

успенский юрий иванович воронеже воронеж музея воронежа успенского