«Не мы надвигались на хлеб, а хлеб наваливался на нас»

«Не мы надвигались на хлеб, а хлеб наваливался на нас»
фото показано с : communa.ru

2019-9-6 18:30

И снова сев. Механизатор Николай Землянухин, механик Виктор Гончаров, генеральный директор ООО «Большевик» Юрий Мысков, главный инженер Иван Алёхин, механизатор Юрий Ильино/ Фото Алексея СОЛОВЬЁВА.

Сельские будни | В сельхозпредприятии «Большевик» Хохольского района нынешним летом с каждого гектара собрали по 71,5 центнера озимой пшеницы. Это один из лучших результатов в Воронежской области

– Такого не может быть! – услышав о поистине рекордном хлебе, говорят многие. А узнав о том, что поля в «Большевике» не пашутся, не боронуются и не культивируются уже более десяти лет, добавляют очень «весомый» аргумент из классики: «Ибо такого не может быть никогда!»

Может!

Алексей СОЛОВЬЁВ

Хохольский район

– Мы и сами поначалу не поверили в эти цифры, – рассказывает генеральный директор ООО «Большевик» Юрий Мысков. – Тем более что во время уборки было не до них. То и дело шли дожди, и надо было думать, как взять хлеб без потерь. А потом сложили всю «валовку» – это три тысячи восемьсот тонн, и разделили её на площадь, что занимала пшеница, то есть на пятьсот тридцать один гектар. Вот и получили то, что получили. Ни больше и ни меньше.


Точно так же поступили и с арифметикой по ячменю. Он занимал чуть более 500 гектаров, и вышло, что каждый из них дал по 50,2 центнера. Добрым уродился и горох, под который в «Большевике» традиционно отводят шестую часть площадей, то есть почти пятьсот гектаров.


– Я такой пшеницы никогда прежде не видел, – делится еще свежими впечатлениями о минувшей жатве механизатор с многолетним стажем Иван Черных. – На отдельных участках она давала под все сто центнеров, а может, и больше. Ощущение порой было такое, что не мы надвигались на комбайнах на хлеб, а хлеб наваливался на нас своей плотной стеной, своими тугими, тяжелыми колосьями. Комбайны у нас у всех роторные, мощные, но они работали на пределе возможностей. Ничего, справились, убрали все до единого колоска.


Слагаемых большого хлеба, выращенного на полях «Большевика», много. Например, отличное качество посевного материала. Практически вся пшеница была посеяна семенами элиты и суперэлиты, а из множества сортов предпочтение отдали таким, как Алексеич, Сварог, Безостая 100. И не ошиблись: они оказались не только урожайными, но и устойчивыми к болезням, не полегли к тому же ни от ветра, ни от дождей.


И все-таки достигнутый результат в хозяйстве в еще большей степени связывают с нулевой технологией – No Till, которую внедрили в хозяйстве в конце «нулевых» годов. Суть её в полном отказе от плуга, всевозможных дискаторов и культиваторов. Все работы в поле сводятся всего к нескольким операциям: прямой посев – уход за растениями – уборка. И снова прямой посев…


– Переходили на No Till мы вовсе не от хорошей жизни, – вспоминает руководитель «Большевика» Юрий Мысков. – У нас остро не хватало механизаторов, да и на солярку лишних денег не было. Вот и решили мы сэкономить на части привычных агроприемов. Тут я и заинтересовался нулевой технологией.


Как оказалось, сэкономив на агроприемах и солярке, выиграли еще и во влаге. Поля «Большевика», не знающие плуга и культиватора, прикрыты пожнивными остатками прошлых лет – мульчой. Влаги с них испаряется в десятки раз меньше, чем с тех, что отливают чернотой после обычной пахоты. А влага для земледельцев в наших краях – дар поистине бесценный. Да и температурный режим под мульчой совсем иной, более благоприятный для растений. Радуются ему и всевозможные микроорганизмы, тоже работающие на урожай.


– В итоге мы за десять лет облагородили все наши поля, подтянули их, и они стали как бы похожими друг на друга, более предсказуемыми, – продолжает Юрий Алексеевич. – И если органику мы по-прежнему вывозим на поля в большом количестве, до двадцати тысяч тонн в год, то минеральных удобрений вносить стали меньше. В частности, обходимся без листовой подкормки.


Самое важное, что убежденными сторонниками нулевой технологии стали и механизаторы. Профессионально, ответственно, понимая своего руководителя с полуслова, работают в поле Юрий Ильинов, Иван Черных, Николай Землянухин, Иван Пожидаев, Валерий Горбуля и другие. Их возросшее мастерство – еще одна составляющая рекордного хлеба.


Неделю назад в «Большевике» приступили к севу озимых. Жара под тридцать, на небе ни облачка, к тому же и синоптики не обещают дождей в ближайшее время. Нет ли риска сеять в такую погоду?


– Нулевая технология снижает степень такого риска, – объясняет Юрий Мысков. – Хотя работа на земле – всегда риск. Только рисковать нужно умеючи. Нужны еще и опыт, и чутье.


Всех этих качеств руководителю «Большевика» не занимать. Потому и хлеб здесь радует из года в год.

Источник: газета «Коммуна» | № 68 (26916) | Пятница, 6 сентября 2019 года

.

Подробнее читайте на ...

юрий хлеб мысков иван поля большевика нулевой большевике