Почитают за честь столь приметное дело

Почитают за честь столь приметное дело
фото показано с : communa.ru

2019-10-26 15:19

Учительские династии | Двести тридцать три года воронежские педагоги из семьи Массарских и Артёменко провели у школьной доски С первых минут нашего знакомства сложилось впечатление, что знаю всех пятерых уже очень давно.

Так бывает всякий раз, когда встречаешь искренних, доброжелательных, счастливых людей. Любящих дело, которому они раз и навсегда решили посвятить свою жизнь. Дорожащих своей большой семьёй и друзьями. Учительской династии Массарских — Артёменко из Воронежа – двести тридцать три года. И это только по подтверждённым данным.

Тамара ГАШИМОВА

– Недавно нашли биографию, написанную рукой моего дедушки Иосифа Наумовича Массарского, официального родоначальника нашей династии, – рассказывает Зоя Артёменко. – Там он пишет, что его отец Наум тоже работал учителем. Было это в начале прошлого века. Других сведений, к сожалению, мы не имеем. Дед родился в Воронеже. Его юность пришлась на бурные годы революции и становление Советской власти. В июле1929 года по путёвке обкома комсомола работал заведующим комсомольским, потом сельхозотделом в редакции газеты «Молодой коммунар». В сентябре 1932-го поступил учиться в ВГУ, а через полгода перевёлся в пединститут на школьно-педагогическое отделение. Спустя два года, он, будучи членом редколлегии многотиражки института, получил задание написать статью об одной из лучших студенток физмата, отличнице, активистке, красивой и жизнерадостной девушке Зое Петровой.

От недавнего прошлого плавно переходим к нынешнему дню. К наставничеству, что наконец-таки возрождается в школах, ведь мастерство педагогическое передаётся из рук в руки. От более опытных к начинающим свой путь в профессии.

По словам Зои Игоревны Артёменко, учительствовать её бабушка начала ещё школьницей, в пятнадцатилетнем возрасте, занимаясь ликвидацией безграмотности. В 1935 году с дипломом учителя математики по распределению отправилась преподавать в среднюю школу на станции Боготол Красноярского края. Через год Зоя и Иосиф поженились и отправились работать в поселок Уварово Тамбовской области, а затем в липецкую Усмань. Там Иосиф Наумович заведовал учебной частью педагогического училища, а Зоя Ивановна преподавала математику. Вскоре он стал аспирантом Института психологии Академии педагогических наук в Москве. В общей сложности народному просвещению он отдал пять лет. Свою кандидатскую диссертацию Иосиф Наумович представил к защите в июне 1941 года, но она не состоялась. Несмотря на плохое зрение, он записался добровольцем в Краснопресненскую дивизию народного ополчения. Осенью того же года пропал без вести под Москвой.


– Так бабушка, мать двоих сыновей, осталась вдовой, – продолжает разговор Людмила Дука. – Папе нашему тогда три года исполнилось, брату его, Володе, – год. Тогда-то она и вернулась к своим родителям, в Грязи. Тридцать лет Зоя Ивановна проработала учителем математики в средней школе №73 родного ей городка. Она умерла в 1981 году. Бабушка сочиняла стихи, прекрасно рисовала, много читала. Книги хранят на своих страницах её пометки. Однажды перед Пасхой приехала я в Грязи, останавливает меня незнакомая женщина. По внешнему сходству поняла, что я внучка Зои Ивановны. Оказалось, что она училась у бабушки. О том, что её до сих пор помнят, лучше любых слов говорят поступки её учеников, которые до сих пор ухаживают за её могилкой.

Второе поколение учителей этой удивительной семьи началось с Игоря Иосифовича Массарского и Валентины Николаевны Глебовой. Он, как и его родители, окончил физико-математический факультет Воронежского государственного пединститута. В 1961 году отправился по распределению в посёлок Бельтыры, что находится в Хакасской автономной республике. Через три года вернулся на родную кафедру, в научно-исследовательскую лабораторию твёрдого тела. Двадцать лет вёл у студентов практические и лабораторные занятия, одновременно преподавал физику в 29-й школе и в четвёртом интернате.


…Мы пьём чай в уютной квартире их средней дочери Людмилы Игоревны. За столом помимо хозяйки — две её сестры: старшая Зоя Игоревна со своей дочерью Анастасией, младшая — Екатерина Игоревна, их мама Валентина Николаевна. Они рады тому, что удалось собраться вот так — нежданно-негаданно, не на праздник, и не в день чьего-нибудь дня рождения. Ушедших вспоминают со светлой грустью. Рассказывая о забавных моментах своей жизни, смеются настолько заразительно, что не присоединиться к их веселью просто невозможно.


– Папа долгие годы увлекался туризмом, – рассказывает Зоя Игоревна. – Ходил в походы на Алтай, сплавлялся на плоту по своенравному притоку Енисея — Бий-Хему. В одном из походов познакомился со своей будущей женой.


– Ехали в автобусе к месту начала маршрута, – улыбается Валентина Массарская. – У каждого поклажа — будь здоров! Я сижу, на коленях огромный рюкзак. Одна бабуля увидела это, начала стыдить парней: «Зачем девчонку загрузили такой тяжеленной поклажей?». А в нём всего лишь лежал. . . большой кусок поролона для ночёвок. Но Игорь-то этого не знал, поэтому и вызвался помочь. Вот смеху было! Тогда туризм был популярен. Я, работая в школе, постоянно — и зимой, и летом – ходила с детьми в походы с ночёвками. И пешком, и на байдарках.


Пятьдесят пять лет Отличник народного просвещения Валентина Николаевна Массарская учила воронежскую детвору математике. Сначала в шестьдесят девятой школе, потом сорок лет – в шестьдесят восьмой. Последние пять лет готовит к итоговым экзаменам старшеклассников на специализированных курсах. Главный принцип в работе – относиться к ученикам так же, как к с собственным детям.


– Я просто не могла не стать педагогом, – считает Валентина Николаевна. – Мой отец, фронтовик, Николай Григорьевич Глебов с 1946 года десять лет, до конца своей жизни, работал мастером производственного обучения в фабрично-заводском училище. Я училась в педагогическом классе школы-интерната №6 Воронежа. В наш класс собрали талантливых ребят со всей области. Мы до сих пор дружим. Затем по путёвке обкома комсомола пришла работать пионерской вожатой в четвёртый интернат. Преподавать начала сразу по окончании физико-математического факультета Воронежского педагогического института.


– Родительский дом всегда был полон учеников, – подхватывает Людмила Игоревна. – Центром их притяжения была мама. Она вместе со своим классом пекла пироги, репетировала, читала и пела.


И мы с Зоей крутились здесь же. Нас забирали из детсада, приводили в школу, усаживали на заднюю парту и вручали листок с карандашами. А дома мы постоянно играли в школу.

Сегодня династию продолжают три дочери Игоря и Валентины Массарских – Зоя, Людмила и Екатерина, зять Сергей Артёменко и их внучка Анастасия.


– А знаете, где познакомились мама с папой? – спрашивает у меня дочь Зои и Сергея Артёменко Анастасия Конюхова. – Конечно же в школе! Мама преподавала в начальном звене в шестьдесят восьмой, и заочно училась на историческом факультете, отделение методики воспитательной работы и педагогики ВГПИ. Однажды ей потребовался редкий словарь, необходимый для работы. Оказалось, что именно такой есть у преподавателя русского языка и литературы школы Сергея Ивановича Артеменко. Этот словарь до сих пор занимает почетное место на одной из книжных полок в квартире. Я – дитя полка. В нашей семье меня так часто называют. Мои детские воспоминания связаны с шестьдесят восьмой школой, там работали бабушка, мама и папа, крестный. С пятого по девятый класс училась у бабушки.


– Трудно у бабушки учиться?


– Я вам так скажу: моя бабушка никогда не передавала Валентине Николаевне то, что я ей говорила, – отвечает. – В школе она всегда была Валентиной Николаевной, дома – бабулей. Помню, как мы с подругой по самостоятельной за одни и те же ошибки получили разные оценки. Я – три. Она – два. Подошла к бабушке, спросила: «Почему так несправедливо?». Она посмотрела в тетрадку, зачеркнула мою тройку и поставила двойку. Потом объяснила, что на самом деле ошибки были разные. Летом всей семьей жили на даче. Я – старшая из шести внуков. Так что там у нас был пионерский мини-лагерь. Как тут не пойти по стопам родителей? Горжусь тем, что принадлежу к династии учителей, которые уже не в одном поколении создают будущее страны.

Слово за слово, от недавнего прошлого плавно переходим к нынешнему дню. К наставничеству, что наконец-таки возрождается в школах, ведь мастерство педагогическое передается из рук в руки. От более опытных к начинающим свой путь в профессии. Или же от старших поколений к детям и внукам, как у Массарских. О том, почему сейчас принято кошмарить учителей? Почему в большинстве своём выпускники педагогических вузов обходят школу стороной? И как могло случиться, что родители перестали быть союзниками учителей? Кто придумал, что школа — это рынок образовательных услуг? Ведь есть профессии, которые являются не просто работой, а служением людям и Отечеству. Учитель — одна из них.


– И снова — педсовет получился, – улыбается Валентина Николаевна. – Стоит только вместе собраться. . .

Источник: газета «Коммуна» | № 82 (26930) | Пятница, 25 октября 2019 года


.

Подробнее читайте на ...

зоя школе артёменко мама валентина бабушка школу шестьдесят