2016-8-26 18:25 |
Последняя декада августа с точки зрения внутриполитической жизни России отмечена изменением повестки дня. Наконец-то на смену скандалам, протестам, а потом и восторгам вокруг выступлений российских олимпийцев в Рио-де-Жанейро, а также стандартных выпадов в адрес внешних партнёров пришли вопросы внутренней политики, озвученные участниками парламентских выборов-2016.
Александра Глухова,
доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета
Случилось это благодаря начавшейся агитационной кампании, когда представители четырнадцати партий, допущенных к участию в выборах, получили возможность представить свои программы, слоганы и наглядную агитацию. Одновременно начались вербальные сражения, т. е. устные пикировки участников, известные как теледебаты.
Правда, в нашем, российском случае этот вид предвыборной борьбы выглядит пока таким же дистиллированным, как и все остальные: участники первых теледебатов ограничиваются краткими монологами, взаимных вопросов и возражений не предусмотрено, и даже ведущий абсолютно индифферентен к обсуждаемым проблемам и следит лишь за регламентом выступлений, а не за их содержанием. Поэтому надежда на то, что избиратель сам разберется в том, что ему ближе – военное величие страны или размер его зарплаты или пенсии, не догадываясь об их взаимосвязи, – выглядит достаточно призрачной, а вот вариант очередного голосования сердцем (а не разумом) вполне реален. Кроме того, есть еще вариант игнорирования выборов (абсентеизм), также не чуждый российскому избирателю.
Впрочем, к дебатам мы еще вернемся в последующих статьях, а пока хотелось бы обратить внимание на характерные особенности нынешней избирательной кампании в сравнении с предыдущими.
Первое ее отличие – это обновленный состав Центризбиркома, который отныне возглавляет Элла Памфилова. Ее авторитет в обществе не идет ни в какое сравнение с реноме ее предшественника, которого даже Премьер Дмитрий Медведев называл «волшебником Чуровым». Первые и последующие заявления нового главы Центризбиркома отличаются четкой и последовательной позицией: выборы должны быть честными и справедливыми. Но заявления и намерения главного ответственного за справедливые результаты выборов – это одно, а конституционное право всех кандидатов свободно вести свою избирательную кампанию – это другое. Ни для кого в России не является секретом, каким мощным инструментом на выборах оказывается административный ресурс региональных и местных администраций, явное или скрытое давление, оказываемое на избирателей.
Другой новацией сентябрьских выборов стал возврат к голосованию по одномандатным округам. Большинство экспертов не без оснований увидели в этом решении желание партии власти – «Единой России» – поправить свое положение в силу снижающегося партийного рейтинга. Возможность провести по одномандатным округам каких-то известных людей – даже без партийного бренда, при слабой публичной связи с этой партией – позволило бы ей решить проблему обеспечения большинства в будущем составе Государственной Думы.
Однако одномандатные округа выгодны не только партии власти, но и избирателям, поскольку в ряде одномандатных округов баллотируются известные альтернативные политики, представляющие реальную, а не «ручную» оппозицию. Тем самым возникает хоть и локальная, но все-таки конкуренция, являющаяся лучшим лекарством против апатии, недоверия к выборам и неучастия в них. С этой точки зрения предстоящие выборы интереснее, чем в 2011 году, когда россияне руководствовались мотивом протестного голосования и выразили поддержку тем партиям (в первую очередь, левым), в которых они потом серьезно разочаровались.
Что же показывают наблюдатели с мест? Картина, прямо скажем, довольно забавная, и широте фантазий некоторых партий или кандидатов можно только позавидовать.
В некоторых регионах предвыборная агитация проходит в форме фестивалей, юридической помощи населению, медицинского обследования состояния здоровья граждан, причем прямо на улице (г. Орел). Если уточнить, что по этому округу в состав Государственной Думы от «Единой России» баллотируется главный врач одной из орловских поликлиник, то и удивляться нечему. Причем в подобных мероприятиях отчетливо виден след местных администраций, выступающих в роли агитаторов определенных кандидатов или определенной политической партии. Между тем, государственным и муниципальным служащим категорически запрещено участвовать в агитации под партийной символикой. Но ради пиара местные власти готовы использовать любые варианты. Так, в Тверской области глава района и одновременно кандидат в Государственную Думу от «Единой России» участвовал в открытии мусорной площадки… Мусорные контейнеры были раскрашены в цветочек, и под камеры перерезалась красная ленточка. Все это действо освещалось на официальных сайтах с публикацией фотографий; пикантность мероприятия никого не смущала.
Ни для кого в России не является секретом, каким мощным инструментом на выборах оказывается административный ресурс региональных и местных администраций, явное или скрытое давление, оказываемое на избирателей
Еще одной деликатной проблемой является финансирование партий и кандидатов.
Многие партийные проекты (например, по обустройству дворов) оплачиваются якобы из каких-то внебюджетных средств, но при этом используется партийная символика, а мероприятие активно освещается в государственных СМИ. В частности, избирательная кампания «Единой России» тесно сращена с деятельностью исполнительной и муниципальной власти, использующей свои ресурсы и всячески помогающей определенным кандидатам, давая о них максимально обширную информацию, причем исключительно положительного свойства.
К сожалению, надежд на честные выборы остается все меньше. Многочисленные факты и репортажи с мест свидетельствуют о том, что в стране выстроена система, при которой исполнительная власть, которая, по закону, должна содействовать избирательным комиссиям в организации выборов, на самом деле подменяет собою их работу, вмешивается в избирательный процесс, играя на стороне определенных партий и кандидатов, что совершенно недопустимо. Вкупе с сознательным уходом ряда кандидатов от обсуждения реальной повестки дня, а тем более – от ответственности за уже принятые решения, выборы превращаются из политического в коммерческое предприятие, а голоса избирателей – всего лишь в электоральный ресурс.
Такое положение дел не может не тревожить новое руководство Центризбиркома: ведь Элла Панфилова поставила на кон собственную репутацию. Несколько раз на заседаниях ЦИК она разъясняла незаконность таких действий. Перед органами власти стоят вполне конкретные задачи: содействовать в выделении помещений для избирательных участков, в обеспечении транспортом для голосования на дому или в труднодоступных местах, но не игра на поле избирательных комиссий, не вмешательство в процесс, связанный с агитацией за отдельных кандидатов и оказанием им помощи в предвыборных мероприятиях.
Однако практику проведения выборов, сложившуюся в последние годы, не так-то просто сломать: она имеет не только солидное временное, но и пространственное измерение, поскольку, в тех или иных объемах, практикуется повсеместно. Похоже, на местах не поняли смысл новых ветров, подувших из Центра, и страхуются по старой, но такой удобной привычке: как бы чего не вышло!
Источник: газета «Коммуна», №68 (26608) | Пятница, 26 августа 2016 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...










