Бурёнку снимают с довольствия?

Бурёнку снимают с довольствия?
фото показано с : communa.ru

2020-9-8 16:40

Будни АПК | На многочисленных горьких примерах уже доказано: без фермы у села нет будущего. Однако громкие декларации о государственной поддержке животноводства для большинства сельхозпроизводителей всё чаще оказываются пустым звуком Жара и сушь второй половины лета – начала осени побила все рекорды.

Но если Воронеж, с его многочисленными фонтанами, парками и скверами, по-прежнему похож на оазис, то в Верхнем Мамоне, где столбик термометра совсем ещё недавно достигал отметки в плюс сорок, склоны оврагов и балок давно уже пожелтели. Поблекли лесные полосы. Даже устойчивая к засухе колючая дереза сбросила мелкие листочки и враз посерела. Не набрав и половины желаемого веса своих корзинок и початков, стали молить о скорой уборке подсолнечник и кукуруза…

Алексей СОЛОВЬЁВ

Верхнемамонский район

Но хуже всего в такую жару – коровам.


– Оптимальная температура окружающей среды для них – плюс шестнадцать градусов, – говорит главный зоотехник ООО «Рассвет» Верхнемамонского района Юрий Лукьянчиков. – И чем выше она, тем больше животное тратит калорий и витаминов на поддержание своей жизнеспособности. К тому же заметно пропадает аппетит.


Добавьте сюда, что трава на летних пастбищах давно уже выгорела, стала жёсткой и грубой, как щетина. Тем не менее от каждой коровы в «Рассвете» сейчас ежедневно получают по 23 килограмма молока, что даже больше на три с лишним килограмма, чем год назад, когда природа была к аграриям более благосклонной.


– Наш главный секрет сегодня – в чёткой организации «зелёного конвейера», – продолжает Юрий Лукьянчиков. – Для него мы используем кукурузу, специально посеянную в поздние сроки, а также отаву многолетних и однолетних трав. А чтобы у бурёнок сохранялся аппетит, не скупимся на концентраты. И везде, где бы ни были наши коровы в течение дня, у них в достатке воды для питья.


Подходы к животноводству в здешнем сельхозпредприятии серьёзные и вдумчивые. Когда в конце 90-х – начале 2000-х практически повсеместно скот резали и переводили, вставшие у руля «Рассвета» Юрий Волобуев и Сергей Агибалов делали всё возможное и невозможное, чтобы буренок сохранить. «Считали и считаем животноводство важной составной частью сельской экономики», – таково твёрдое убеждение руководителей «Рассвета».


А сохранив животноводство, постарались перевести его на качественно иной, современный, уровень. Постепенно, шаг за шагом, провели реконструкцию коровников. В них появились кормовые столы, световые коньки, молокопроводы, охладители молока. Молокопроводы и охладители установили и в летних лагерях. Позаботились о значительном расширении и улучшении кормовой базы, наладили собственное производство комбикормов. Навели должный порядок в племенной и зоотехнической работе. Продумали меры морального и материального стимулирования животноводов.


– Можно без преувеличения сказать, что за последние годы мы вложили в эту отрасль несколько десятков миллионов рублей, – говорит директор ООО «Рассвет» Сергей Агибалов.

Сегодня на трёх фермах сельхозпредприятия трудятся 62 человека. И это не считая механизаторов, которые заняты на выращивании и заготовке кормов, не считая водителей, без которых заготовка кормов тоже не обходится, не считая тех водителей, которые подвозят доярок на утреннюю и вечернюю дойку, и так далее. Причем и те, и другие, и третьи, и четвёртые живут здесь же, в селе с красивым названием Лозовое.


– И нам небезразлично, какие условия имеются в селе для их повседневной жизни и отдыха, в какой среде растут и воспитываются их дети, – не раз говорил мне Юрий Волобуев.


И это не просто слова. Помощь школе, Дому культуры, ФАПу, поддержка местных ТОСов, участие в благоустройстве села для «Рассвета» стали непреложным правилом. Не дожидаясь, когда до Лозового снизойдут федеральные и областные программы, «Рассвет» финансирует ремонт дорог по селу и строительство новых.


На средства хозяйства установлено несколько детских игровых площадок, зимой сооружаются хоккейные коробки. И как большое и радостное событие в «Рассвете» расценивают тот факт, что в нынешнем году в Лозовом пошли в школу шестнадцать (!) первоклашек.

Казалось бы, достойный пример для подражания, и было бы здорово, если бы число подобных хозяйств и подобных подходов множилось как по области, так и в целом по России.


– Да не будет множиться, – неожиданно говорит Сергей Агибалов. – Да если честно, мы и сами всё больше разочаровываемся в избранном нами пути.


Поводов для разочарований у Сергея Викторовича в последнее время накопилось предостаточно. И связаны они в большинстве своём с…молоком. Его на фермах «Рассвета», с учётом роста и численности дойного стада, и самих надоев, ежедневно получают по шесть и более тонн. Молоко не просто высшего качества, оно ещё вкусное и здоровое, ибо коровы летом практически весь день проводят на свежем воздухе, но…


– Но получается потому, что оно никому не нужно, – продолжает Сергей Агибалов. – Точнее, вроде бы и нужно, но переработчики предпочитают иметь дело с крупными комплексами, которыми сами нередко и владеют. Мы у них сегодня как бы мешаемся под ногами. Да и цену нам дают меньшую, чем крупным производителям. Она сегодня даже ниже, чем год назад.


Между тем цены на горючее, электроэнергию, ветпрепараты и многое-многое другое, без чего животноводство сегодня просто немыслимо, продолжают непрестанно расти.


Казалось бы, тут и должно своё слово сказать государство, постоянно декларирующее поддержку животноводческой отрасли. Но опять же «но»… Если в 2015 году «Рассвет» за каждый килограмм сданного на переработку молока получал в виде дотаций от государства 4 рубля 18 копеек, то в 2017 году в полтора раза меньше – 2 рубля 87 копеек. В прошлом году ставка субсидий опустилась до шестидесяти копеек, а в нынешнем составляет всего 35 копеек за килограмм.


Вот вам и «поддержка»!

Ещё одним не очень-то приятным сюрпризом стал отказ государства от субсидирования возделывания кормовых культур. Если, скажем, в 2016 году на каждый гектар, занятый такими культурами, из бюджета выделялось по одной тысяче 656 рублей, то в прошлом году почти в три раза меньше – всего по 600 рублей на гектар. В 2020 году такая поддержка опустилась до нуля целых нуля десятых.


А ведь в «Рассвете» под кормовые культуры отводится почти пятая часть всех площадей – в нынешнем году, например, они занимали 1354 гектара. Выращивай хозяйство на этих площадях другие культуры, например, зерновые – дотации, пусть и небольшие, были бы обеспечены.


Какой логикой руководствовались в высших аграрных кабинетах, составляя подобные схемы распределения господдержки, сказать трудно. Но одно ясно: эта логика, явн,о в пользу тех хозяйств, которые животноводством не занимаются и заниматься не собираются. Более того. Нет животноводства – нет и уймы лишних проблем, а в поле, при современной технике, можно обойтись и небольшим числом работающих, и по принятой классификации такие предприятия относятся к малому бизнесу, уже только за это получая всевозможные льготы и преференции. Вот и в условиях пандемии об их поддержке говорят в первую очередь. Кроме того, такие предприятия (малые ведь!) на многие годы вперёд застрахованы от плановых и внеплановых проверок. В хозяйства же, подобные «Рассвету», проверяющие приезжают чуть ли не сто раз в году, а может, и больше, и каждый стремится показать значимость своей работы…

Если в 2015 году «Рассвет» за каждый килограмм сданного на переработку молока получал в виде дотаций от государства 4 рубля 18 копеек, то в 2017 году в полтора раза меньше – 2 рубля 87 копеек. В прошлом году ставка субсидий опустилась до шестидесяти копеек, а в нынешнем составляет всего 35 копеек за килограмм.

– А ведь дело даже в суммах, которых мы теперь оказываемся лишены, – возвращается к теме господдержки Сергей Агибалов. – Дело – в отношении к нам. Видимо, мы своими вопросами, своими подходами, своей позицией начинаем кому-то надоедать. И даже мешать.


Подобные суждения в последнее время не раз доводилось слышать от Валерия Никитина и Павла Попова из Аннинского, Евгения Рогозина из Каменского, Михаила Колтакова из Богучарского, Юрия Мыскова из Хохольского районов и других руководителей крепких хозяйств, сумевших сохранить животноводство, вносящих солидный вклад в развитие сельской «социалки».


– Заниматься животноводством с каждым годом все сложнее и сложнее, – говорит, в частности, председатель колхоза (сельхозартели) «Маяк» Эртильского района Николай Вуколов / Дойное стадо в этом хозяйстве насчитывает триста голов, каждый день от них получают восемь тонн молока. – Нас буквально душат тарифами на электроэнергию, налогами, всевозможными проверками. А помощь, и прежде никудышная, становится копеечной. Кому в реальности достаются миллиарды государственных денег, мы все хорошо знаем.

Неужели действительно, теперь уже за счет крепких хозяйств, государство продолжает расширять дорогу различным холдингам и крупным комплексам? Но ведь не в комплексах и холдингах спасение российского села! А без крепкого села у России нет будущего.

Источник: газета «Коммуна» | №69 (27017) | Вторник, 8 сентября 2020 года


.

Подробнее читайте на ...

копеек агибалов сергей рассвет молока нынешнем хозяйств рассвета