«У нас требования к себе должны быть строже, чем в армии»

«У нас требования к себе должны быть строже, чем в армии»
фото показано с : communa.ru

2017-11-10 19:50

Из истории воронежской милиции| Одиннадцать лет возглавлял областное Управление внутренних дел генерал Николай Любых. Под его началом очень многое было сделано для укрепления правопорядка, повышения профессионализма сотрудников и авторитета всей службы Когда в 1970 году кандидатура 46-летнего комиссара милиции III ранга Николая Нестеровича Любых была предложена на должность начальника УВД Воронежского облисполкома, министр внутренних дел СССР Николай Анисимович Щёлоков, зная его деловые качества, без колебания поставил свою подпись.

Это был именно тот человек, на которого он мог вполне положиться.

Вячеслав ФИРСОВ

Что тогда собой представляла в общих чертах воронежская милиция? Она в то время мало чем отличалась от характеристики органов внутренних дел СССР, данной министром Щелоковым после его первой командировки по стране в новой должности: «Не знаю, как на врагов, а на меня это войско наводит ужас». Неприглядная по форме, безграмотная по содержанию, плохо оснащенная, с низким уровнем оплаты, непопулярная в народе, милиция остро нуждалась в существенной реорганизации.


Николай Анисимович одним из первых руководителей высших эшелонов власти, сознавая весь груз ответственности за порученное дело, пришел к выводу о необходимости создания нового имиджа милиции. С этой целью он обратился с аргументированными предложениями в ЦК КПСС на имя Генерального секретаря Л. И. Брежнева. С некоторыми сокращениями эти предложения были утверждены на заседании Политбюро, открыв путь к реформам министерства.


На новом месте в Воронеже, знакомясь с личным составом Управления, Николай Любых с первой встречи произвел впечатление образованного, деятельного человека, глубоко разбирающегося в тонкостях служебных вопросов. Спокойный тон разговора, сдержанная улыбка, вежливое отношение этого человека всегда подкупали собеседника. Но вместе с тем он был строгим, требовательным руководителем, хотя никогда не заискивал перед чиновниками вышестоящих инстанций, не имел «любимчиков» и не держал зла на оступившихся. В отношении подчиненных сотрудников генерал никогда не позволял фамильярного тона, общался со всеми без исключения вежливо, на вы.

Его служебный рост начался в Казахстане. Как офицера, прошедшего войну, имеющего боевые награды, горком КПСС рекомендовал капитана Николая Любых в органы внутренних дел с сохранением воинского звания. Он оканчивает Алма-Атинский юридический институт. В 33 года Любых – уже полковник, начальник Северо-Казахстанского УВД, в 36 – начальник Карагандинского УВД.


Здесь он вскоре оказался на острие серьёзнейшего социального противостояния. Дело в том, что в начале 1959-го в Казахстане практически одновременно с освоением целины началось строительство Карагандинского металлургического комбината. Объект объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. К началу лета прибыло из различных областей и республик много молодежи. Плановое количество набора рабочих было значительно превышено.


Ко всему фронт работы не подготовили, зарплата оказалась ниже обещанной. Усугублял ситуацию особый статус рабочих из Болгарии, приехавших помогать строить новую Магнитку. В отличие от наших парней и девчат их разместили в обустроенных общежитиях, обеспечили общественным питанием. Остальным приходилось жить в вагончиках, брезентовых палатках. Нередко семейные пары теснились вместе с холостяками. Не было торговых точек, налаженной работы столовых. Не хватало даже простой питьевой воды! Люди неделями не могли постирать белье.


Местное начальство на жалобы рабочих не реагировало и должных мер по улучшению условий работы и быта не принимало. Николай Любых, как начальник УВД, неоднократно информировал МВД республики и обком партии о неблагополучной обстановке в палаточном городке, где процветали пьянство, хулиганство, люди неделями болтались без дела.


Социально опасная ситуация назревала с катастрофической неизбежностью. Как и следовало предполагать, трагедия произошла. В первых числах августа многочисленная толпа хлынула на улицы: начались поджоги, погромы, грабежи и насилие. Для пресечения бесчинствующей толпы задействовали милицию и внутренние войска. Когда начался разгром магазина, раздались первые выстрелы. Это произошло в ночь с воскресенья 2 августа на понедельник 3 августа. Пролилась первая кровь. Были и убитые.


В октябре на закрытом заседании Президиума ЦК КПСС было принято суровое постановление: первого секретаря Карагандинского обкома партии П. Н. Исаева освободить от занимаемой должности и исключить из партии, первого секретаря ЦК КПСС Казахстана Н. И. Беляева перевести с понижением на другую работу. А против министра внутренних дел Республики Ш. К. Кабылбаева и начальника Карагандинского УВД Н. Н.


Любых было возбуждено уголовное дело.


Вспоминает один из свидетелей судебного процесса генерал-майор милиции К. Д. Хашенов: «Любых на закрытом заседании военного трибунала вел себя мужественно, ни на кого вину не перекладывал, до конца оставался принципиальным и последовательным в своих показаниях». Трибунал в действиях Кабылбаева и Любых признаков состава преступления не усмотрел, и их вина была не доказана. Но, несмотря на оправдательный вердикт военного суда, руководство Казахстана приняло решение наказать обоих и понизить в занимаемых должностях: первого – до начальника Алма-Атинского УВД, второго – до заместителя начальника Целиноградского УВД. В 1965-м он был повышен в должности и возглавил эту структуру.

И вот назначение в Воронеж.


К характеристике органов милиции СССР, данной новым министром МВД Щелоковым, можно было добавить немало и других, отнюдь не лестных слов. Например, остро сказывалась нехватка квалифицированных кадров, автомототранспорта, оперативно-технических средств, назрела необходимость строительства новых зданий РОВД. Особенно это касалось периферийных органов внутренних дел, порой располагавшихся в обычных деревенских домах, не отвечавших предъявляемым требованиям. В общем, проблем хватало, и их следовало решать безотлагательно.


С первых дней Николай Нестерович создал атмосферу нетерпимости к лицам, злоупотребляющим служебным положением, нарушителям дисциплины и законности, не справляющимся с возложенными на них обязанностями. Проверкой ряда РОВД вскрылись факты укрытия преступлений от учета, рукоприкладства, пренебрежительного отношения к гражданам. За первый год работы начальником Управления было заменено тридцать из тридцати семи начальников РОВД! Пятая часть работников милиции была привлечена к дисциплинарной ответственности, более 200 человек уволено за пьянство.


Николай Любых хорошо понимал, что не все сотрудники одобряли его строгие меры, но они были крайне необходимы. «У нас требования к себе должны быть строже, чем в армии, потому что нам приходится решать судьбы людей!» – так аргументировал свои решения начальник УВД. В принципиальной, кропотливой работе он не был одиночкой. Николай Нестерович уверенно опирался на штаб (Б. Д. Ащеулов), уголовный розыск (А. Н. Рогов, Л. Д. Горкин, А. Я. Мазуренко, А. А. Колесниченко), отдел кадров (Н. И. Корецкий, Л. П. Уржумов), отдел политико-воспитательной работы (А. В. Киселев, В. П. Панюков). Руководители других служб также не были обделены вниманием начальника.

При отборе кадров по известным ему одному признакам определял Николай Нестерович сущность того или иного человека. И не ошибался.

Очевидные перемены происходили на глазах. Ежедневно в вечернее время в областном центре и других крупных населенных пунктах поддержание должного общественного порядка стало осуществляться работниками милиции с участием дружинников и внештатных сотрудников. В Воронеже и районах области соответствующими приказами закрепили руководителей отделов и служб за трудовыми коллективами и учреждениями, по месту жительства, где они строго по графику принимали граждан, проводили лекции и беседы, оказывали в необходимых случаях методическую и правовую помощь. В районных и областных газетах стали чаще появляться статьи и очерки о работниках милиции, секретах и романтике профессии, героических буднях милицейской службы. Особый интерес у воронежцев вызывала милицейская телепрограмма «02», которую еженедельно талантливо проводила старший инструктор ОПВР майор милиции Клара Петровна Бахтина.


На всех уровнях управления были повышены требования к работе с кадрами – их отбору, расстановке и обучению. Постепенно росло служебное мастерство сотрудников. Так, например, наш опыт работы штабных подразделений, аппаратов оперативно-разыскной деятельности был рекомендован для изучения слушателям Академии МВД СССР и курсантам учебных заведений. На итоговых совещаниях в Москве УВД Воронежского облисполкома все чаще стало упоминаться в качестве положительного примера.

При отборе кадров по известным ему одному признакам определял Николай Нестерович сущность того или иного человека. И не ошибался. Вспоминает полковник внутренней службы в отставке, профессор Воронежского государственного опорного университета А. Д. Грошев: «После окончания Харьковского пожарного училища меня назначили инспектором Госпожарнадзора в аппарат УПО. Я неплохо учился и решил продолжить образование. Успешно сдав вступительные экзамены в ЛТИ, надумали мы с товарищами это событие отметить. Но отметили неудачно. Рядом с нашим столиком сидели молодые люди, громко говорили и выражались нецензурными словами. На наше замечание ответили грубостью. Возникла ссора, перешедшая в потасовку. Вызвали милицию. Мое персональное дело стало предметом рассмотрения на парткоме. Судьба висела на волоске. За меня вступился мой начальник С. М. Власов и сказал, что я исполнительный, добросовестный сотрудник, только горечеват немножко. И тут берет слово генерал Любых, опережая присутствующих в своих выводах: «А нам флегматики не нужны!» Моя честь была спасена, но я получил урок на всю жизнь».


Николай Нестерович особо внимательно относился к нуждам простых людей, на чьих плечах ковалась Победа в Великой Отечественной. Ведь его самого эта страшная война едва не сделала инвалидом на всю жизнь. Когда она началась, восемнадцатилетнего студента Омского речного техникума Николая Любых (его малая родина – Петропавловск Северо-Казахстанской области) направили в артиллерийское училище. По его окончании лейтенант Любых стал командиром артиллерийского взвода, затем – батареи.


На Волховском фронте зимой 1944 года при проведении операции по снятию блокады Ленинграда 20-летний капитан Любых получил тяжелое ранение. Восемь месяцев лечения в госпитале… Ставился вопрос об ампутации обеих ног, но только благодаря опытным хирургам и молодости пациента этого удалось избежать. Операции прошли успешно, но состояние здоровья не позволяло полностью очистить организм от вражеских «трофеев». Только спустя 47 лет, в 1991 году в Воронеже, его сын, профессор-хирург Евгений Любых, удалит последние два опасных осколка…


За одиннадцать лет руководства областным Управлением внутренних дел Воронежской области Николай Нестерович много сделал для укрепления правопорядка, соблюдения законности и дисциплины среди личного состава, повышения ее профессионального мастерства и авторитета. При нем были построены новые служебные здания для различных служб.


С именем Н. Н. Любых связано строительство госпиталя для сотрудников, средней специальной школы милиции, школы первоначальной подготовки, большинство периферийных отделов внутренних дел области. Также были построены четыре многоквартирных дома для сотрудников в областном яёцентре. Кстати, за безопасность кубинского лидера Фиделя Кастро во время его визита в Воронеж в 1972 году в том числе отвечал и генерал-майор Любых.


Но однажды наступило время, когда это устойчивое, ставшее привычным состояние, вдруг пошатнулось. Первый секретарь Воронежского обкома КПСС В. Н. Игнатов не был, мягко говоря, удовлетворен фактом задержания и заключения под стражу без согласования с ним его зятя, совершившего в новогоднюю ночь 1981 года тяжкое преступление. Отношения между генералом и партийным руководителем стали натянутыми, и через полгода Николай Нестерович был вынужден уйти в отставку…


В апреле 1995-го, на 72-м году жизни, этого замечательного человека не стало. Воронеж простился с первым генералом милиции Воронежской области.


Генерал Николай Любых (в центре) на открытии больницы УВД в Воронеже.

Фото из архива областного ГУВД.

Источник: газета «Коммуна» | №89 (26733) | Пятница, 10 ноября 2017 года

.

Подробнее читайте на ...

любых николай милиции увд внутренних дел нестерович сотрудников