2017-4-4 19:45 |
Страницы истории Ноябрь 1967 года. Страна отметила пятидесятилетие Советской власти. К юбилею отдел пропаганды и агитации Воронежского обкома партии подготовил и выпустил несколько красочных буклетов о событиях 1917-1919 годов.
Один из них – об освобождении Воронежа от белогвардейцев в 1919 году конницей С. М. Будённого.
Георгий Струков,
участник Великой Отечественной войны,
кандидат исторических наук
К тому времени по согласованию с сектором печати отдела пропаганды ЦК КПСС в Москве в Доме Союза журналистов СССР мы проводили специальные курсы-семинары для редакторов районных газет. Перед ними с лекциями выступали ученые, журналисты центральных газет, работники отдела пропаганды ЦК КПСС. Запомнился один из таких семинаров.
В Гражданскую войну Воронеж освободила от белогвардейцев конница Буденного. Поэтому мы и попросили инструкторов отдела пропаганды ЦК Велтистова и Кравченко организовать нам встречу с Семеном Михайловичем Буденным. И такая встреча состоялась в Москве в Доме Союза журналистов СССР 17 декабря 1967 года.
…Буденный вошел в актовый зал Дома журналистов, где мы его ждали, в сопровождении полковника, который вел его под руку. Одет он был в пальто-мундир с каракулевым воротником, на плечах – маршальские погоны, на голове – необычная фуражка с белым околышем-пояском. В свои 84 года Буденный выглядел бодрым, спокойным, уравновешенным. Бросились в глаза прежде всего «буденновские усы» с прожилками седины. Лицо спокойное, гладко выбритое, без старческих морщин.
Полковник помог Буденному раздеться. Для него приготовили трибуну и небольшой канцелярский столик. Семен Михайлович присел на стул, положил руки на стол и начал говорить:
– Я искренне рад встрече с воронежскими журналистами. Воронеж для меня – важная веха в моей военной биографии. Под Воронежем в 1919 году красная конница наголову разбила белогвардейскую армию Деникина, которая планировала захватить Москву. Эта операция тогда называлась Воронежско-Касторненской. После этого разгрома белогвардейцы уже не наступали.
Из истории мы, конечно, знали об этом эпизоде Гражданской войны. Но одно дело знать о событиях прошлого из учебников, а другое – слушать человека, который сам творил историю, и мы, конечно, слушали Буденного, как говорят, разинув рты.
– Предлагаю провести небольшую пресс-конференцию, – начал Семен Михайлович. – Сначала я выскажу некоторые мысли, а потом отвечу на ваши вопросы.
Мы, разумеется, согласились.
Суд вершили «тройки»
– Вы, наверное, слышали, что в конце 1930-х годов суд над людьми вершили так называемые «тройки». Откуда они взялись? Кто их инициатор? – начал разговор Семен Михайлович. – В начале июня 1937 года проходило расширенное заседание Военного совета при Наркомате обороны СССР. С докладом на нем выступал Ворошилов. Он сообщил о заговоре военных. Были арестованы Тухачевский, Путна, Корпа, Якир, Уборевич и другие. Это произошло накануне июньского Пленума ЦК партии.
В заговоре участвовал и комендант Кремля Петерсон. Его задержали в Киеве в апреле 1937 года. Петерсон отвечал за охрану высших лиц государства. Они жили тогда в Кремле. Петерсон отлично знал, где они живут, где обычно встречается для различных «секретных» разговоров «пятерка» во главе со Сталиным. В своих показаниях Петерсон пояснил, что для ареста «пятерки» ему требовалось не более 10– 15 человек. По его словам, указание на этот счет он мог получить от Тухачевского.
Конец июня, пленум уже заканчивался, и в президиум поступила записка от первого секретаря Новосибирского обкома партии Эйхе (я был на том пленуме). В записке он сообщал, что в Новосибирской области раскрыта крупная антисоветская организация, и что нужно принимать срочные меры для ее ликвидации. Если ничего не предпринять, то может произойти такой «пожар», что потушить его будет трудно.
Эйхе предложил, чтобы не терять время срочно создать «тройку» (первый секретарь, прокурор, начальник областной милиции) и дать ей право выносить приговор: кого лишать жизни, а кого высылать в лагеря. С запиской Эйхе ознакомились все члены Политбюро. Что делать? Если «замолчать» записку, тогда тот же Эйхе или кто-нибудь другой может выйти на трибуну и обвинить в «измене» их, членов Политбюро, и проголосовать за освобождение их от власти. Решили поставить записку на голосование. Пленум, как ни странно, поддержал Эйхе. Вот тут и началась в стране вакханалия.
Хрущёв – душегуб
Семен Михайлович продолжал свой рассказ:
– Одним из первых в Политбюро запрос на ликвидацию «заговорщиков» прислал Хрущев, тогдашний первый секретарь Московского обкома партии. В общей сложности Хрущев как начальник «тройки» расстрелял и выслал на принудительные работы около 40000 кулаков и уголовников. Откуда в Московской области в 1937 году взялись кулаки? Ведь раскулачивание произошло в начале 1930-х. У них государство конфисковало землю и передало ее колхозам. Бывшим кулакам оставили только приусадебные участки в размере 15 соток. Я об этом знаю точно. Мои родственники жили на хуторе Казарин Ростовской области, и мне было известно, как проводилась коллективизация. Когда генеральным прокурором утвердили Вышинского, то он добился того, что были амнистированы, то есть освобождены по закону о так называемых «трех колосках». Вероятно, эти люди были привлечены к ответственности, но уже без суда и следствия.
А теперь попробуем найти более-менее точную цифру, сколько же Хрущев лишил жизни так называемых кулаков и уголовников и сколько отправил на принудительные работы.
(Продолжение следует).
Маршал Будённый и Георгий Струков (справа). Фото из архива Георгия Струкова.
Источник: газета «Коммуна», | №26 (26670) | Вторник, 4 апреля 2017 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...