2018-2-9 19:31 |
Политический дневник | Президентская избирательная кампания в России набирает обороты Каждый день приносит всё новые информационные поводы, заставляющие наблюдателей сохранять бдительность и хорошую аналитическую форму для оперативных трактовок происходящего.
Пришел Владимир Жириновский с агитацией в детский сад – значит, неважно с рейтингом у вождя ЛДПР. Ужесточилась критика Павла Грудинина – значит, напротив, хорошо идут дела у кандидата от КПРФ, и это уже опасно для действующей власти. Поехала Ксения Собчак с лекцией в США – не что ж, ничего удивительного, на то она и Собчак! И так далее.
Александра Глухова,
доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета
Однако такие избирательные эффекты, при всей их занимательности, не решают главную задачу любых выборов, а именно – не наполняют содержанием повестку дня. О том, какое наполнение ей дает население, социологи сообщают регулярно и своевременно. Люди озабочены снижением доходов, падением уровня жизни; они опасаются потери работы, боятся за безопасность своих детей, обеспокоены за их будущее. Этот запрос власть улавливает и, более того, осознаёт, но в свете сложившегося экономического положения, а также собственных представлений о первоочередных задачах, не может полноценно удовлетворить. Отсюда попытки предложить обществу какие-то другие, в целом – популярные, меры, хотя их авторство следует искать совсем в других политических кругах.
Речь идет, как нетрудно догадаться, о пресловутой борьбе с коррупцией – действительно, вечной российской проблеме, которая то отступает в тень, то вновь возникает в публичном пространстве во весь свой гигантский рост. Гигантский, потому что даже официальные отчёты российских правоохранительных органов пестрят такими суммами, что простому россиянину становится дурно при знакомстве с ними. Чего стоит хотя бы изрядно подзабытая история бывшего Министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и его боевой подруги Евгении Васильевой, задержание которых было осуществлено в режиме полноценного «Маски-шоу», но последствия оказались совершенно невинными для обоих фигурантов. Более того, А. Сердюков удачно трудоустроился в одну из государственных кампаний, а Е. Васильевой даже принесли официальные извинения за причиненные неудобства. Вся история скорее напоминала сведение личных счетов между представителями высшего круга государственной власти, а вовсе не то, как она была презентована в СМИ.
На этой неделе информационные агентства разнесли сенсационную весть: Правительство Республики Дагестан в полном составе отправлено в отставку, задержано несколько высокопоставленных чиновников, в том числе временно исполняющий обязанности главы правительства Абдусамад Гамидов, два его заместителя, а также бывший Министр образования, отправленный в отставку еще в декабре минувшего года «за безобразную работу».
По информации СМИ, следственные действия велись в отношении семи человек, задержали и доставили в Москву – четверых. Уголовное дело расследуется Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета по факту хищения денежных средств, выделенных из бюджета Дагестана для реализации социальных программ на территории региона. Было заявлено, что столичная спецкомиссия продолжит проверки до середины февраля, ожидаются новые задержания. Выражаясь популярным сегодня языком, дагестанская элита попала под зачистку федеральных силовых структур.
Стоит напомнить, что исполняющим обязанности главы Дагестана в данный момент является Владимир Васильев – генерал, кадровый милиционер, некоторое время работавший заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, а до октября 2017 года – вице-спикер Государственной Думы, глава фракции «Единая Россия». Никаких личных связей с регионом Северного Кавказа у него никогда не было, и в этом плане определение «варяг» подходит ему в полной мере. Более того, для дагестанского социума это стало известной новацией: все последние руководители республики были представителями одного из трёх крупнейших этносов – аварского, даргинского или кумыцкого, что не могло не сказываться на кадровой политике, которую они осуществляли.
Владимир Васильев сменил на посту руководителя республики известного политика, в прошлом депутата и сенатора российского парламента Рамазана Абдулатипова, ушедшего в отставку досрочно: согласно официальной информации, по истечении предельного возраста службы (71 год). Однако вновь назначенный руководитель всего на три года моложе своего предшественника. Это, кстати, разрушает версию о том, что федеральная власть стремится омолодить губернаторский корпус к президентским выборам и назначает почти исключительно 35-40 летних технократов.
Ныне отставленное правительство проработало при В. Васильеве полгода – и тоже не оправдало надежд. Неужели исправить положение могут лишь люди, пришедшие со стороны, и где же их набраться на 85 субъектов РФ?
В случае Дагестана проблема была не в возрасте Р. Абдулатипова, а в компетенции В. Васильева, его способности и готовности распутывать сложнейший клубок социально-экономических и прочих проблем, характеризующих эту самую многонациональную и нестабильную северокавказскую республику. Как полагали многие наблюдатели осенью 2017 года, в момент его назначения, В. Васильеву необходимо было сразу же создать профессиональную команду экономистов и грамотных управленцев, которые до сих пор не имели доступа к власти по причине клановых принципов ее формирования. Считалось, что такие профессионалы в Дагестане есть. Однако по прошествии полугода, как мы видим, понадобились резкий силовой маневр и выражение недоверия почти всем местным чиновникам, что позволяет усомниться в наличии профессионалов в кавказских горах.
Сомнения быстро подтвердились, когда прозвучало имя Артема Здунова на должность исполняющего обязанности главы Правительства республики. В Дагестане, таким образом, теперь будут трудиться два «варяга»: 39-летний А. Здунов, теперь уже бывший Министр экономики Республики Татарстан, и сам В. Васильев. Комментируя произошедшее, последний заявил, что «вернул Россию в Дагестан». Эти слова, трактуемые как наведение порядка, искоренение клановости и коррупции, внушают надежду, но одновременно порождают ряд вопросов.
Один из них заключается в том, что отставки, перестановки и даже аресты в дагестанской элите происходили и раньше, в частности, при Р. Абдулатипове. По словам последнего, он за четыре года сменил руководителей всех районных администраций и дважды – правительство республики. Как видим, это не помогло. Ныне отставленное правительство проработало при В. Васильеве полгода – и тоже не оправдало надежд.
Неужели исправить положение могут лишь люди, пришедшие со стороны, и где же их набраться на 85 субъектов РФ? На протяжении последних полутора – двух лет мы видели подобные же задержания со снятием на камеру губернаторов в Мордовии, на Сахалине, в Челябинске и т. д. , и суммы похищенных денег там были, пожалуй, покрупнее, чем в Дагестане. Напрашивается вывод: «что-то неладно в датском королевстве», а не только в северокавказской его части. Откровенно говоря, подобные же обвинения можно предъявить региональным элитам большинства российских регионов, в том числе и граничащих с Дагестаном, куда тоже не мешало бы «вернуть Россию».
Но тогда возникает еще более сложный вопрос: каким же образом формируются и кем контролируются региональные элиты? Ведь с 2004 года, после трагедии в Беслане, губернаторов стали назначать из Москвы, и так продолжалось почти десять лет, а оказалось, что в регионах – сплошной криминал! Региональная и местная система власти показывают себя как полностью неэффективные, но центральные власти этого до поры до времени как будто не замечают, а обнаруживают только в канун очередных общенациональных выборов. Видимо, отдавая дань моде избирательного сезона.
Источник: газета «Коммуна» | № 10 (26757) | Пятница, 9 февраля 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...