В Эртиль, Таловую и далее...

В Эртиль, Таловую и далее...
фото показано с : communa.ru

2017-8-8 10:53

У Анны был шанс стать узловой железнодорожной станцией Осенью 1942 года советские войска прочно удерживали оборону на воронежском участке фронта. Передовая линия практически проходила по реке Дон от границ с районами Орловской области на севере до Богучара на юге.

Противостояние с немецкими, итальянскими и венгерскими армиями и обеспечение задела для будущих наступательных операций требовали огромных людских и материальных ресурсов.


Между тем, возникли невероятные проблемы с доставкой оружия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия и снаряжения, поскольку главная железнодорожная магистраль Москва – Ростов-на-Дону, проходившая по нашим чернозёмам, оказалась на оккупированной территории. Рокады – дороги вдоль линии фронта на безопасном расстоянии от него – не было: рельсы от Графской заканчивались в Анне, от тамбовской станции Оборона – в Эртиле; на юго-востоке Воронежской области было сплошное «безжелезнодорожье» – отвод от широтной магистрали Лиски – Поворино из Таловой через Бутурлиновку заканчивался тупиком в Калаче.


И тогда, исходя из острой необходимости, военно-политическое руководство СССР принимает неординарное решение: связать железными дорогами Анну и Таловую, Анну и Эртиль, Калач и поселок Подколодное на левом берегу Дона в Богучарском районе.


Сначала вышло постановление Государственного Комитета обороны – № 2683с от 2 января 1943 года. Оно обязывало Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), которым тогда руководил А. В. Хрулёв, немедленно приступить к строительству новой железнодорожной линии Калач – Подколодное протяжением 70 километров. Времена тогда были суровые, и уже в первом пункте постановления строго указывалось: «Строительные работы для открытия движения закончить в двухмесячный срок».


Для обеспечения строительства рельсами разрешалось разобрать подъездные пути к целому ряду промышленных предприятий, пребывавших на тот момент в эвакуации на Урале, например, липецким металлургическим заводам «Свободный сокол» и «Новолипецкий» (город Липецк входил в состав Воронежской области). На стройку привлекалось 10 тысяч человек из местного населения. Из госрезервов выделялись необходимые объёмы стройматериалов – шпал, брусьев, круглого леса, костылей, гвоздей, проволоки. Плюс – бензин, керосин, дизельное топливо. И по железной лопате – на каждого работника. Но вот ботинок – всего тысяча пар, валенок две тысячи пар и две тысячи телогреек.


Также второго января сорок третьего вышло постановление № 2684с Государственного Комитета обороны, и тоже подписанное И. В. Сталиным, касающееся «строительств № 211 и № 212» . В документе, в частности, говорилось:


«Обязать НКПС (тов. Хрулёв) немедленно приступить к строительству новых железнодорожных линий Анна – Таловая, протяжением 55 километров и Эртиль – Анна (Курлак), протяжением 68 километров. Строительные работы для открытия движения на линии Анна – Таловая закончить в полуторамесячный срок, а на линии Эртиль – Анна – в двухмесячный».


Строительство линий разрешалось вести – с учётом военного времени – по облегчённым техническим условиям, а финансирование – без проектов и за счёт сметы чрезвычайных расходов Наркомата путей сообщения.


Если кто помнит, в Волгоградской области, от нас – за Волгой, есть озеро Эльтон, где и по сей день добывают соль. Там тоже во время войны собирались строить «железку». Так вот, было приказано эльтонскую стройку прекратить, а рельсы, шпалы, прочие стройматериалы, станционное оборудование, стрелочные переводы, метизы, ГСМ вместе с рабочей силой перебросить на «аннинский железнодорожный фронт». Воронежский облисполком обязан был выделить и направить на строительства №211 и № 212 «по 8000 человек рабочих из местного населения и по 500 подвод в пункты по указанию начальников строительств». Участвовать в работах надлежало и Военному Совету Воронежского фронта. Ему предписывалось выделить на линии 50 автомашин и 10 тракторов с прицепами, обеспечив эту технику водителями и горючим.


По дороге в Таловую надо было пересекать реку Битюг. Мост через него планировалось построить низководным, «допустив перерыв движения на период пропуска ледохода и весеннего паводка».


Людей на трудном и зимнем строительстве надо было кормить. В постановлении Госкомитета Обороны на этот счёт тоже есть указание: «Обязать Наркомторг выделить НКПСу в I квартале 1943 г. продовольственных товаров на 16 тысяч человек по норме № 3 НКО для рабочих, привлекаемых на строительство линий».


Речь идёт, конечно, только о рабочих из числа местного населения, трудовые же ресурсы с Эльтона имели свои продовольственные квоты.


Нарком путей сообщения Андрей Васильевич Хрулёв одновременно занимал должность заместителя наркома обороны СССР по тылу. Когда в Кремле проходил торжественный вечер по поводу Победы советского народа над фашизмом и были произнесены все положенные по протоколу тосты в честь выдающихся полководцев, Сталин сказал: «Теперь нужен тост за подлинного полководца и великого труженика войны, без которого и не было бы этой великой победы. Выпьем за товарища Хрулёва».


Вне всякого сомнения, железные дороги между Анной и Таловой, Анной и Эртилём, Калачом и богучарским Подколодным (а это, считай, и самим Богучаром) под началом такого деятельного человека были бы построены в указанные строки. Но Хрулёв не успел как следует развернуться.


В январе 1943 года резко улучшились наши дела на Воронежском и Сталинградском театрах боевых действий. 25-го числа советские войска, перейдя в наступление, освободили Воронеж, началась очистка Придонья от оккупантов. 30 января вышло подписанное И. В. Сталиным постановление № 2805с Государственного Комитета обороны. В нём говорилась: «Разрешить НКПС прекратить работы на строительстве железнодорожных линий Анна – Таловая, Эртиль – Анна и Калач – Богучар и переключить всю рабочую силу и материальные ресурсы на восстановительные работы».


Задержись Красная Армия на месяц, – сейчас на железнодорожном вокзале станции Анна в расписании значились бы поезда не только до Графской и Воронежа, но и до Эртиля через Садовое и Рубашевку, до Таловой через Новый Курлак и Верхнюю Тишанку, а от Таловой – и в Поворино, и в Богучар и далее, куда душе угодно. . .


Остается заметить, что постановления № 211, №212 и №213 Государственного Комитета обороны о «строительствах» хранятся в Москве, в Госархиве социально-политической истории. Их тексты печатались в краеведческом журнале «Битюг» (2015 г. № 2).


Карта-схема участка железнодорожной сети. Пунктиром обозначены

планировавшиеся линии от Анны до Эртиля и от Анны до Таловой.


Вокзал на железнодорожной станции Анна был построен в конце девятнадцатого века.

.

Подробнее читайте на ...

анна линии обороны таловой эртиль комитета линий хрулёв