«Гото Предестинация» – Божие Предведение

«Гото Предестинация» – Божие Предведение
фото показано с : communa.ru

2019-6-8 12:40

Поиски и находки | С тех пор, когда на акватории Воронежского водохранилища появилась действующая копия одного из первых линейных кораблей Российского военно-морского флота времён Петра I, началась путаница, связанная с его необычным именем.

Разного рода его интерпретации на родном, русском, языке порой обескураживают. Причём особенно часто встречается такой вариант наименования, как «Божие Предвидение». Поэтому назрела необходимость разъяснить, хотя бы в рамках этой статьи, предысторию появления этого имени.

Юрий ПОПОВ,

кандидат исторических наук

Во время Русско-турецкой войны 1686-1699 годов царь Пётр провёл два Азовских похода с целью овладения турецкой приморской крепостью Азов. Первый из них, осуществлённый в 1695 году, закончился неудачей. Гарнизон осаждённой крепости получал всё необходимое для успешной обороны от регулярно приходивших турецких кораблей, чему русские противодействовать не могли. Пётр, находившийся в это время в рядах участвовавших в штурме войск, убедился, что взять Азов без участия собственного флота, который блокировал бы крепость с моря, невозможно. Поэтому царь, используя все имеющиеся ресурсы, организовал в межсезонье 1695-1696 гг. массовую постройку небольших судов разного назначения, основным боевым типом из которых являлись галеры. Намечалось построить два крупных парусных судна, четыре брандера, не менее двух десятков военных галер, 1300 стругов, 500 лодок и сто плотов. В декабре того же года последовал указ царя о мобилизации 27800 работных людей на «корабельное строение». В качестве главной базы для строительства был выбран Воронеж – ввиду его удачного географического положения.


В мае 1696 года около 1500 построенных судов вместе с посаженными на них войсками вышли из города и по реке Дон двинулись в сторону Азова. Вскоре началась и его вторая осада, но на этот раз она увенчалась успехом. Новопостроенный русский флот не допустил подхода турецких кораблей к крепости. 19 июля 1696 года в результате совместных боевых действий русской армии и флота гарнизон Азова вынужден был капитулировать. Россия получила выход к Азовскому и Чёрному морям. Именно тогда Пётр укрепился в мысли, что «всякой Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». 20 октября этого же года Боярская дума постановила «Морским судам быть…». Поэтому этот день является датой рождения регулярного отечественного Военно-морского флота, а Воронеж – его родиной.


Практически сразу же в Воронеже и на организованных вблизи верфях начинаются закладка и строительство крупных артиллерийских кораблей большого водоизмещения. Но поскольку опыт рациональной организации массовой постройки больших кораблей и её финансирования отсутствовал, то первоначально было решено для этих целей создать ряд частных компаний, так называемых «кумпанств», и за их счёт начать соответствующую работу. Но по ходу строительства кораблей выяснилось, что все эти частные компании по-разному понимают поставленные им задачи. В основном они ориентировались на экономию собственных денежных средств и придерживались формального соблюдения сроков постройки. А отсюда следовали разного рода ухищрения, связанные с использованием чертежей, строительных материалов, наймом рабочей силы и т. п. В результате в большинстве своём построенные корабли не отвечали нормам, предъявляемым к ним, и нуждались в переделке. В связи с этим стало понятным, что частные компании не могут обеспечить строительство в России сильного регулярного флота. В полной мере решить данную задачу может только государство, сосредотачивая в своём распоряжении все необходимые ресурсы.


Поэтому Пётр I принимает решение продолжить строительство кораблей, но уже полностью силами государства. Закладка этих кораблей, получивших название «казённых», началась с конца 1697 года В расчётах и создании чертежей одного их них, ставших впоследствии типовыми, принял непосредственное участие и сам царь. В ноябре 1698 года он лично руководит его закладкой, а впоследствии участвует и в его постройке. В его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера – Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. Это был первый корабль подобного класса, который строился без участия западных корабелов. Сам Пётр оценивал построенный им корабль так: «…весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный».


Спуск корабля на воду состоялся 27 апреля 1700 года при большом стечении сановной публики. Фактически этот 58-пушечный красавец стал первым казённым кораблём, построенным исключительно за счёт сил и средств государства. В короткий срок Петру вместе со своими сподвижниками удалось создать Азовский флот, историческое значение которого недооценить просто невозможно. Кораблю было дано имя «Гото Предестинация», в русском варианте звучавшее как «Божие Предведение».


В чём же заключалась причина подобного наименования? Время царствования Петра I можно охарактеризовать как эпоху великих преобразований, изменивших облик России. Строительство флота, как составной части грандиозных реформ, велось невзирая ни на какие трудности. Но эти преобразования встречали сильное сопротивление со стороны оппозиции, имевшейся во всех социальных слоях общества того времени. Для борьбы с разного рода саботажем Пётр использовал крайне жёсткие меры, вплоть до смертной казни. Но наряду как с противниками курса реформ, так и с его сторонниками, были и сомневающиеся в его успехе. Пётр I прекрасно понимал и необходимость вместе с мерами принуждения использовать и меры убеждения в отношении непонимающих и сомневающихся, донесения до сознания этих людей целей идущих преобразований. А для этого Пётр активно претворял в жизнь различными средствами идею изменения различных сторон жизни страны для дальнейшего превращения Московской Руси в Российскую империю. И вот таким пропагандистским средством решения имперской идеи, а именно – такой её ипостаси, как обладание мощным Военно-морским флотом, её вещественным воплощением стало присвоение кораблю указанного имени.


«Гото Предестинация» – это русская транскрипция латинского Goto Praedestinatio, что в переводе означает «Божие Предопределение». А причину предпочтения в употреблении царём синонима этого термина - «предведение», следует искать в том, что именно его в своём первом послании использовал Апостол Пётр, небесный покровитель царя: «Избранные по предведению Бога Отца. . . » (1 Пётр 1:2).


Не вдаваясь в историю учения о предопределении в христианстве, необходимо сказать, что это один из сложных пунктов восточно-западного богословия, по-разному понимаемый в Православии, католиками и протестантами. Но в данном случае заметим, что царь использовал этот термин только для обоснования необходимости, связанной с созданием флота, а отнюдь не в споре об учении о спасении, краеугольном у православных христиан. И до этого, и в дальнейшем он будет неоднократно употреблять данный термин «предведение» именно с точки зрения необходимости флота для государства.


Это имя должно было поддерживать именно с этой, пропагандистской, точки зрения и необходимость огромной, тяжёлой работы при строительстве флота. Уяснив смысл такого наименования, становится понятным, каким образом мотивировал Пётр I необходимость создания флота в России, и на чём базировалась его твёрдая уверенность в правильности намеченного дела и пользе его для страны. Гораздо позже, в предисловии к «Уставу морскому», опубликованному в 1720 году, Пётр напишет: «…ныне с помощью Божию приступаем к морскому (уставу. - Ю. П. ), которое (морское дело. – Ю. П. ) також прежде всего начинаемо было: а имянно, при блаженной и вечнодостойной памяти Его Величества Государя Нашего, для мореплавания на Каспийском море; но тогда чему ради тому не исполнитися, и на НАС сие бремя воля вышняго Правителя (разрядка наша. – Ю. П. ) возложить изволила, оное оставляем непостижимым судьбам его».


«Воля вышняго Правителя» – это и есть Предведение Божие. Именно с этих слов начинается стихотворение на гравюре, предваряющей «Устав», где изображен ботик, идущий под парусом, руль которого, согласно воле Всевышнего, вручается ребёнку, под которым подразумевается царь Пётр. Стихотворение, объясняющее суть происходящего, достойно того, чтобы привести его полностью:

Предведение Божие нам открывает,

еже время по воли его исполняет,

Ни ким чаенное бывает,

еже промысл божий содевает:

Понеже мысли и пути его так от нас отдаленны,

яко разстоянием от земли, до небес суть сравненны.

Рисунок подчеркивает, что заведение флота в России произошло не по царскому желанию, а по повеленью Божьему, и что претворение в жизнь его замысла было предначертано Петру ещё в детстве. Из этого следует, что уже в юные годы Пётр понимал всю ответственность стоящей перед ним задачи. Как не понимавших, для чего флот нужен стране, так и недовольных его строительством было очень много. И чтобы объяснить всем, что флот создаётся для пользы Государства, а значит и народа, и что жертвы, на которое оно идёт, вызваны не произволом царя, а необходимостью, Пётр был вынужден постоянно, на протяжении многих лет, подчеркивать, что главная причина этого – воля Господа, т. е. Предведение Божие, которое не дано никому предугадать, ни оспорить, а сам он является только исполнителем предначертаний свыше, т. е. эта задача ему была заранее предопределена. Именуя так корабль, Пётр приводил всё тот же веский аргумент для сомневающихся. Корабль с этим именем стал воплощённым в дереве обоснованием необходимости заведения флота в России.


Но уже в те давние времена началась путаница с его именем. Рисунок этого корабля после его постройки, в трёх видах был выполнен А. Шхонебеком. Однако, по словам видного историка флота XIX века С. И. Елагина, «ошибка в подписи (подпись с одной стороны латинская, с другой – русская), сделанной на картине художником, и изображение на корме корабля коленопреклонённой человеческой фигуры (может быть представляющей Апостола Петра), присвоили этому кораблю название «молящегося св. Апостола Петра», тогда как все остальныя данныя показывают, что это «Предестинация». И эта ошибка появилась сразу же, во время спуска корабля. В секретном письме голландского резидента Ван-дер-Гульста к Генеральным штатам Соединенных Нидерланд сказано: «Будучи в Воронеже мы там видели спуск корабля. . . сооружен Его Ц. В. русскими работниками без содействия немецких мастеров. . . он 60-ти пушечный и наименован Явление Петра (Реtrus Vегsсhуning)». Но к сказанному необходимо добавить следующее. Присутствие на кормовом рисунке изображения ещё одного персонажа – голубя, с зеленой ветвью в клюве, указывает на известную библейскую историю о потопе (Бытие, 6-9). А молящийся коленопреклонённый человек – это ветхозаветный Апостол Ной (Образ Ноя был близок Петру, а сама история о потопе вызывала у него множество ассоциаций с современностью, что нашло впоследствии отражение в медали, посвящённой окончанию Северной войны). И виноват в появлении ошибки, конечно же, не художник, а бытовавшая в то время практика имяобразования кораблей, которая приводила к путанице и ошибкам. А в этой практике было принято устное наименование по названию сюжета или эмблемы, украшавших корабли. Имя могло не вырезаться на корме, в отличие от девизов, т. е. эталон звучания его отсутствовал. А это приводило к вольностям в обращении с ним, порождало многовариантность имени. Но и тогда, и сегодня, главным, настоящим именем корабля остаётся только «Гото Предестинация» – Предведение Божие!

.

Подробнее читайте на ...

пётр флота кораблей божие предведение время корабля царь