Хозяин корабельной рощи

Хозяин корабельной рощи
фото показано с : communa.ru

2017-10-17 19:08

Страницы истории Григорий Корнаковский . «Вырос большой дуб, его надо пересадить». Это были последние слова умирающего. В предсмертном бреду он говорил только о лесе Людмила Суркова В октябре исполняется 100 лет со дня гибели лесовода Теллермановской рощи Григория Андреевича Корнаковского.

Смерть ученого от рук бандитов в 1907 году потрясла весь тогдашний научный мир и жителей Борисоглебска. Похороны Корнаковского вылились в грандиозную демонстрацию. В «Лесном журнале» выдающийся деятель науки, автор знаменитого «Учения о лесе» Г. Ф. Медведев в некрологе отметил, что Г. А. Корнаковский «принадлежал к выдающимся русским лесоводам: к числу тех немногих, которые прокладывают самостоятельные пути, мысли и шаги которых отмечены творчеством».


Он выпускник Петровской (ныне Тимирязевской) земледельческой лесной академии. Учился Корнаковский вместе с будущим писателем В. Г. Короленко, а преподавателем у него был сам К. А. Тимирязев. При Петре Первом Теллермановский лес являлся источником древесины для строительства кораблей. После смерти Петра лесные участки были отданы в частные руки.


Много леса уходило и на строительство железной дороги. Выборочные рубки сказались и на качестве дубовых лесов: насаждения просто деградировали. Улучшением хозяйства и занялся лесничий Корнаковский.


Григорий Андреевич разработал и научно обосновал способ возобновления дуба, получивший название «рубки Корнаковского». Эти «рубки Корнаковского» вошли во все учебники лесоводства, известны они и за рубежом.


…Двадцать восемь лет назад, когда я искала потомков знаменитого лесовода, пришлось мне обратиться к итальянскому писателю-антифашисту Марио Ригони Стерну. Он во время войны был участником Острогожско-Россошанской операции, но притом вел антифашистскую агитацию, за что и попал в концлагерь. Георгия Корнаковского, внука ученого, Марио встречал в фашистском концлагере I-Б (лагерь этот располагался на территории Польши). Но Марио вскоре перевели в другой концлагерь, и Георгия Корнаковского он больше не видел.


В этом же письме Марио изъявил желание познакомиться с научной работой нашего ученого, но, естественно, переведенной на итальянский язык. Ему, любителю лесов, оказывается, были интересны «рубки Корнаковского». Я посоветовалась с известным профессором-лесоводом Михаилом Михайловичем Вересиным. Он сказал, что лесоводы в других странах, в том числе и в Италии, хорошо знакомы с методикой Корнаковского. И порекомендовал писателю обратиться к своим ученым-лесоводам.


В конце же своего письма Марио пожелал «прекрасной воронежской земле доброй весны». Было это в апреле 1989 года.

Источник: газета «Коммуна» | №82 (26726) | Вторник, 17 октября 2017 года

.

Подробнее читайте на ...

корнаковского марио корнаковский рубки ученого концлагерь лесе знаменитого