2016-4-5 06:38 |
В Воронеж пришло письмо. В конверте – старая газета: номер «Коммуны» от 25 июля 1945 года «Эта газета хранилась у нас дома. Мне уже 65 лет, и я решила отослать её в свой «родной дом», – пишет Лидия Роменская, жительница села Кривцово Белгородской области.
Виталий Черников
Конечно, при желании послевоенные выпуски главной газеты Воронежской области можно заказать в Никитинской библиотеке или местных архивах. В последние годы оцифрованные номера «Коммуны», начиная с 1929 года, появились в Интернете. Однако почему-то особенно интересно держать в руках этот, сохранившийся в условиях, совсем тому не способствовавших.
Номер старой газеты спустя десятилетия ценен как «документ времени» даже в своей пропагандистской ипостаси. Но, конечно, гораздо интереснее попавшие на её страницы картины реальности.
Издававшаяся в разрушенном войной городе «Коммуна» немногое сообщает нам о проблемах, с которыми ежедневно сталкивались воронежцы. О том, что было трудно, можно догадаться по тому, что номер, о котором веду речь, вышел всего на двух полосах: значит, и в победном 1945-м было крайне трудно с бумагой. Прочее – демонстрация достижений и перспектив.
Вот беседа с директором Воронежского стекольного завода В. Жидикиным: накануне предприятие начало выпуск стекла. А в колхозах идёт уборка первого послевоенного урожая. А работники железнодорожного транспорта готовятся к Всесоюзному дню железнодорожника. Воронежское музыкальное училище объявляет приём студентов на 1945-1946 учебный год, принимаются граждане в возрасте от 15 до 30 лет. В парке ОДКА 27 и 28 июля – вечер юмора: выступает столичный писатель Виктор Ардов (кстати, наш земляк). В театре драмы – «Без вины виноватые»…
Находка вызвала у автора письма воспоминания: «Мой папа тоже воевал на войне; родился в 1915 г. , в 1939 году забрали на действительную службу (тогда говорили так)». Служил он на финской границе, дважды был ранен, домой вернулся летом 1946-го. «Больше всего волнует статья «Незабываемая встреча», – признаётся Лидия Роменская.
Тема репортажа Михаила Морева – возвращение демобилизованных фронтовиков. Накануне, во вторник 24 июля в Воронеж прибыл первый эшелон с ними: «Ещё с вечера по городу разнеслась волнующая весть: «Едут! Наши – воронежцы едут, фронтовики…». И многие эту ночь провели в радостном возбуждённом ожидании, какое всегда овладевает людьми накануне большого и светлого праздника.
Ранним июльским днём выходили воронежцы из своих домов и квартир. Заботливо кутая в бумагу заготовленные ещё с вечера букеты цветов, они терпеливо шагали, боясь опоздать, пропустить долгожданную встречу. Люди шли в колоннах, организованно, со знамёнами и лозунгами, шли в одиночку, парами, а многие…». Дальше – неразборчиво. Содержание трёх строк по сгибу газеты стёрлось от времени.
А когда поступила в редакцию «Коммуны», выглядела она, надо сказать, гораздо хуже. Нужна была реставрация. Для этого мы обратились к профессионалам в Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Реставрацией и переплётом в ГАОПИ занимается ведущий архивист Ирина Рылькова.
– Газета, конечно, поступила в плохом состоянии, – рассказывает она. – Хранилась она, по всей видимости, где-то на чердаке. Перепады температуры и другие факторы привели к разрушению слоёв бумаги. Когда газету принесли, её лишний раз сгибать нельзя было. Бумага ломалась и сыпалась маленькими кусочками. Пришлось делать сложную реставрацию. Например, вырезать маленькие фрагменты и там, где бумаги уже не было, закрывать пробелы. . .
Не миновала этого и часть газеты, в которой размещена статья «Незабываемая встреча». Небольшой кусочек бумаги, похоже, закрывает дырку в бумаге прямо над фотографией Ханаана Копелеовича, на которой две женщины обнимают вернувшегося с войны мужчину.
Подпись к фото – «Среди прибывших Женя и Аня Зубряковы встретили своего отца Тихона Сергеевича Зубрякова».
Зубряковы – одни из героев репортажа. Михаил Морев – кстати, в то время заместитель редактора «Коммуны», почему-то именно их выбрал в толпе для разговора.
«Взволнованно смотрят на эту встречу окружающие, и у многих на глазах поблескивают непрошенные слёзы. Не стыдятся этих слёз и товарищи Зубрякова. Скоро, может быть, через несколько часов вот также обнимут их жёны, дочери, сыновья… Об этом думает сейчас и Пётр Петрович Лебедев из совхоза им. 2-й пятилетки Давыдовского района, и Ермолай Епифанович Найдёнов, тоже зенитчик, колхозник сельхозартели «Красный Октябрь» Буденновского района, и Пётр Михайлович Беляков, славный связист из колхоза им. Калинина Никитинского района, и десятки других воинов, следующих в районы нашей области».
На том фото можно увидеть ещё одного персонажа: оставшаяся безымянной женщина внимательно смотрит на Зубряковых. Вряд ли она – случайный прохожий; скорее всего, одна из тех, кто пришёл тогда на вокзал с той же целью: найти и обнять близкого человека, мужа, сына или брата. Повезло ли ей в тот день?
Благодаря автору репортажа мы, живущие в XXI веке, можем знать несколько имён людей, которые в один из июльских дней 1945-го вернулись в мирную жизнь из ада войны. Что было с ними после того, как они покинули вокзал? Наверняка, кто-то из них на следующий день радовался, увидев своё имя (и даже фотоизображение) в свежем, ещё не затрёпанном номере «Коммуны». Возможно, кто-то из потомков этих людей читает газету сейчас, в апреле 2016 года.
Архивист Ирина Рылькова на своём рабочем месте. Фото Михаила Вязового
Источник: газета «Коммуна», №27 (26567) | Вторник, 5 апреля 2016 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...