2016-5-31 06:45 |
Аналитика | Вызывающие массу вопросов увольнения и назначения руководителей здравоохранения не только вносят сумятицу в жизнь самих медиков, но и подрывают авторитет отрасли Борис Ваулин Недавнее скандальное увольнение главного врача воронежской БСМП №1 Алексея Чернова обсуждалось, вероятно, во всех медучреждениях области.
Большинство моих собеседников – главных врачей, рядовых, заведующих отделениями – были категорично: «Чернов был нормальным, думающим о людях, инициативным руководителем. Если его сняли без объяснения причин, значит, кому-то понадобилось его место». Те, кто его снимал, найдут в этих суждениях две ошибки: «Во-первых, его не снимали, а он сам написал заявление «по собственному желанию», во-вторых, бездушное отношение к ветерану труда, отказ в помощи, попытка вымогательства денег – причина, весьма основательная для наказания руководителя».
Обвинения врачей в бездушии, неоказании помощи и вымогательстве появились в соцсетях накануне праздника Победы. Момент выбран точно: кто же в такой день не отреагирует на вопль о помощи? Анонимный, никому неизвестный блогер-доброхот заглянул в больницу, и тут же выложил правду-матку о том, что творится в этом лечебном заведении. Кто из высокого начальства будет в праздничные дни разбираться в ситуации? Никто. Тут же следует приказ: «Принять кадровое решение». Всё, порок наказан, справедливость торжествует.
Говорят, что и прежде здесь отмечались подобные безобразия. Но, мне думается, в каждом случае надо принципиально разбираться и наказывать виновных, а не увольнять немедленно главного врача.
Два месяца назад автор этих строк встречался с Алексеем Черновым. Мы прошли с ним по приёмному отделению, и главный врач рассказывал о новых принципах приёма больных, показывал новейшее оборудование, перевязочные, лаборатории для срочной диагностики, комнаты для нормального отдыха медработников.
Перемены разительны, ведь раньше здесь была просто ночлежка для бездомных людей и пьяниц, мимо которых ходили люди в рваных, застиранных халатах. Видел тусклые взгляды и неприветливые лица. Теперь это была действительно скоропомощная больница. А у её главного врача – блестящие от радости глаза и масса планов на будущее.
Допускал ли Алексей Чернов ошибки в работе? Возможно. Проявляют ли некоторые врачи больницы равнодушие к своим пациентам? Сигналы больных в редакцию газеты «Коммуна» свидетельствуют о том, что такие примеры есть. Больше того, среди докторов появились желающие взять мзду с больного человека. Всё так, но это беды разного порядка и вряд ли нужно все негативные явления впрямую связывать с именем руководителя.
Увы, жизнь показывает, что в воронежском здравоохранении действуют именно такие правила игры: без объяснения причин кадры тасуются так, как захочет вышестоящее начальство.
В ноябре 2015 года был уволен руководитель Департамента здравоохранения Владимир Ведринцев. Естественно, по «собственному желанию». Не надо объяснять, на какой уровень поднялась воронежская медицина за три года работы Ведринцева на своём посту. Все светила российской медицины, которые постоянно приезжали в Воронеж на всевозможные медицинские форумы, отмечали это. Были у Владимира Викторовича ошибки в работе? Вероятно. Хотя, постоянно бывая на коллегиях департамента, ни разу не слышал, чтобы кто-то из руководителей области или его коллег говорил о них. Быть может, правила чиновничьего этикета не позволяли? Но хотя бы после увольнения можно было бы сказать о его причинах, тем самым пресечь слухи и успокоить медработников?
Говорил со многими докторами на этот счёт и видел, как неприятны им такие ситуации, ведь каждый вольно или невольно примеряет их на себя. С 1990 года у руля областного здравоохранения сменилось 12 руководителей. Прямо скажем, некоторые на этом месте оказывались случайно, мучились, не зная, что и как делать. Не сыскав лавров, через год-полтора уходили на другую работу. Вопрос сам напрашивается: «Как они оказывались на этих местах?»
– Да всё так же – по родственным протекциям и желанию угодить вышестоящему начальнику, – говорили мне многие доктора, имеющие огромный опыт руководства и хорошо знающие «кухню» чиновничьих взаимоотношений.
Насчёт родственных протекций сказано не случайно. Никто не станет возражать, если молодой врач, показывая способности, профессиональные качества, стремление к постоянной учёбе, понемногу поднимается по ступеням служебной лестницы. Но когда сын, дочь или зять занимающего высокий пост папы тут же становятся главными врачами районной или городской поликлиники – это не может не вызывать удивления и пересудов в медицинском сообществе. В Воронеже подобных случаев – масса.
Слава Богу, есть и много других примеров. У главного врача БСМП № 10 Михаила Иванова сын Виталий – главный врач Бобровской ЦРБ. Молодой человек имеет за плечами три высших образования, год за годом набирался опыта работы, постигал сложные экономические отношения в отрасли. И надо видеть, с какой радостью молодой руководитель внедряет сегодня новейшие методы лечения, как гордится тем, что хирурги больницы делают операции на уровне специалистов ВОКБ №1, а само учреждение входит в тройку лучших ЦРБ области.
С появлением частной медицины в России началась конкуренция с государственным здравоохранением, которое по многим причинам переживает нынче нелёгкие времена. Всевозможных частных медучреждений появилось множество, и чтобы привлечь пациентов, они тратят на рекламу немалые деньги. В отличие от государственной медицины, у которой средств на это нет. Тем не менее стоматологическая поликлиника № 6, областная офтальмологическая больница, другие ЛПУ не сдают позиций частному бизнесу. Вот что значит организаторские способности главных врачей Ларисы Гончаровой и Сергея Щербакова, болеющих за своё дело.
Есть, однако, и другие примеры.
Нижнедевицкому району не везёт на руководителей районного здравоохранения: по разным причинам меняются один за другим. В начале сентября 2015 года был назначен очередной главный врач ЦРБ. Откуда появился Владимир Кравцов и кто его рекомендовал на должность, мне неизвестно, но я хорошо запомнил его спесь и надменно-барское отношение не только к младшим коллегам. Автору этих строк он, например, выделил 15 минут для разговора о проблемах сельского здравоохранения, объяснив, что ему «некогда заниматься пустой говорильней».
Кравцов позиционировал себя как опытный организатор здравоохранения, имеющий не только опыт работы заместителем главного врача крупной многопрофильной больницы в Москве, но и руководителя Отдела Минздрава РФ. Воронежским руководителям освежить бы в памяти бессмертную комедию Гоголя «Ревизор» с её главным героем Хлестаковым, но они безоговорочно доверились заезжему гостю. А он не сумел найти контакт ни с департаментом, ни с руководством района.
Больше того, жители райцентра стали свидетелями эпизодов, которые вовсе не красят столь заметного человека в районе. В конце концов, сказав, что заболел, Кравцов вообще исчез на долгое время из Нижнедевицка, и в каких краях обретался главный врач, в больнице ответить не могли. Почему же в этом случае руководители областного здравоохранения своевременно не озаботились решением кадрового вопроса?
Сегодня российской медицине не хватает не только рядовых толковых врачей. Дефицит и организаторов. Пример тому – воронежская городская больница № 3. Один за другим здесь меняются главные врачи и, судя по тому, что не прекращаются жалобы больных на условия лечения в ней, им не удаётся кардинально улучшить лечебный процесс. Постоянная перетряска кадров, конечно же, сказывается на моральном состоянии работающих здесь докторов.
Хотя думается, что в подобных ситуациях вина не только высокого медицинского руководства, но и самих коллективов. В большинстве их сегодня нет сплочённости, и каждый – сам за себя. Иначе разве были бы возможны позорные случаи мздоимства, которые всё чаще возникают в больницах и поликлиниках, и уже стали заканчиваться громкими судебными разбирательствами? Врачи боятся заявлять о своей гражданской позиции, страшатся слово сказать против начальства. Лишь по курилкам и на кухнях обсуждают свалившиеся на них беды. К сожалению, и профсоюзные организации тоже предпочитают молчать на этот счёт.
Искренне жаль, что проявления такой страусиной позиции захватили и тех, кто призван спасать наши жизни. Мы же хотим считать их честными, мужественными и неподкупными.
Источник: газета «Коммуна», №43 (26583) | Вторник, 31 мая 2016 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...