Кремлёвское досье

2018-2-1 19:58

Политический дневник Последние недели января прошли под знаком двух взаимосвязанных событий. Первым из них стал 48-й Давосский экономический форум, проходивший под актуальным лозунгом «Создание совместного будущего в раздробленном мире».

Александра ГЛУХОВА,

доктор политических наук, профессор

Воронежского государственного университета

Трудно найти более подходящее название для современного состояния мира, сотрясаемого экономическими неурядицами, военно-политическими конфликтами, дестабилизирующими социальными процессами вроде массовой миграции и т. д. Поводов обсудить перспективы будущего, перешагнув через недоверие, антипатию и даже враждебность, свойственную настоящему моменту, более чем достаточно.


Площадка форума обычно используется в первую очередь экспертами – экономистами, политологами, социологами, презентующими собравшейся искушенной во многих вопросах публике свои научные наработки, включая диагностику сложившегося положения вещей и прогнозные оценки на будущее. Однако и политики не обходят Давос стороной, и не только ради саморекламы.


Наиболее продвинутые из них появляются в Швейцарии с целью оценить свежие веяния интеллектуальной мысли, чтобы чувствовать себя, как сегодня говорится, «в тренде». Здесь же можно озвучить собственные предложения и проверить реакцию на них искушенной аудитории.


Наконец, сильные и богатые мира сего не прочь просто «потусоваться», покататься на лыжах с гор: это обязательный элемент того, что получило распространенное название «культура Давоса».


Мировой истеблишмент на форуме представляли очень высокие персоны, включая Президента США Дональда Трампа и Премьер-министра Индии Нарендры Моди. Оба могут быть условно отнесены к лагерю тех, кто на сегодняшний день олицетворяет «мировую раздробленность», т. е. символизирует националистическую и протекционистскую повестку. Цель Трампа состояла в том, чтобы убедить инвесторов вкладывать деньги «в добрую старую Америку» и это ему во многом удалось. Визит Президента США в Давос впервые за 18 лет стал главным событием этой площадки.


Противоположный лагерь условных «космополитов и глобалистов» представляют европейские лидеры – Президент Франции Эммануэль Макрон и Канцлер Германии Ангела Меркель. Их политическая линия ориентирует на интеграцию, прежде всего в рамках Евросоюза, но и более широко, включая трансатлантическое и транстихоокеанское партнерство, что могло бы, по их мнению, сделать мир более успешным и более безопасным для всех. Конкуренция этих двух подходов, вероятнее всего, будет определять развитие мировой экономики и политики в предстоящие годы.

Несмотря на раскол мировых политических элит на условных «глобалистов» и «национал-популистов», оценки мировой экономики были вполне благоприятными: она демонстрирует устойчивый рост, причем последний распространился на все крупные страны, за исключением Великобритании, расплачивающейся за Брекзит. Что касается России, то и в отношении нее прозвучали весьма комплиментарные оценки: прекратилась рецессия, наметился рост, хотя его темпы все еще вдвое ниже мировых. Однако бюджетные параметры стабилизовались, экономика адаптировалась к более низким ценам на нефть, чем это было пять лет назад, а международное агентство Moody’s улучшило прогноз по суверенному кредитному рейтингу РФ со «стабильного» на «позитивный».

Что касается России, то и в отношении неё прозвучали весьма комплиментарные оценки: прекратилась рецессия, наметился рост, хотя его темпы всё ещё вдвое ниже мировых.

Вместе с тем, несмотря на оптимистическую атмосферу Давосского форума, звучали и тревожные оценки в отношении мировых социально-экономических процессов. Один из них – растущая социальная дифференциация, даже поляризация доходов между богатыми и бедными. Вот прозвучавший на форуме выразительный факт: по данным экспертов, объявленным накануне открытия форума, на данный момент всего 1 процент населения Земли владеет более чем половиной всех ее богатств! Другая половина распределяется между оставшимися 99 процентами, и, конечно, также неравномерно. Эта опасная тенденция фиксируется уже далеко не первый год, но пока мало доказательств того, что мировые лидеры в состоянии с нею справиться.

Другим событием стало опубликование так называемого «кремлевского доклада», подготовленного Минфином США по заданию Конгресса. Вольно или невольно, но российская делегация в Давосе во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем воспринималась именно сквозь призму этого доклада. Почти все внимание к ней со стороны иностранцев ограничилось единственной стратегической секцией. Отсюда дискуссии между глобалистами и национал-популистами не стали для российских участников форума особенно привлекательными. Куда больше озабоченности вызывал «кремлевский список».


Ожидалось, что против фигурантов этого списка, в который вошла почти вся российская политическая и промышленно-финансовая элита, будут введены новые персональные санкции. Защищая своих коллег по правительству и бизнесменов, Аркадий Дворкович в интервью агентству Bloomberg произнес снискавшую популярность фразу, разлетевшуюся по социальным сетям: «В России нет олигархов, но есть социально ответственные бизнесмены».

Однако Минфин США не принял в расчет эту положительную оценку, предав огласке список из 210 фамилий, в числе которых 114 – представители политической элиты, остальные 96 – люди, связанные с бизнесом. Список был представлен исполнительной властью – к этому ее обязывал раздел 241-го законопроекта «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который в прошлом году прошел одобрение обеих палат Конгресса и не встретил явной оппозиции со стороны Президента США Дональда Трампа. Причиной появления списка стали обвинения России во вмешательстве в американские президентские выборы 2016 года, заключавшееся «в использовании социальных сетей для обмана избирателей» и «взломе структур политических кампаний и региональных избирательных центров».


Американские законодатели – как демократы, так и республиканцы, не считают вмешательство в американские выборы разовым инцидентом: риски похожих угроз в ближайшие годы будут только расти.


Вместе с тем объявленный список не означает немедленного введения санкций против названных в нем лиц; скорее, это рутинное перечисление тех людей, которые близки к российскому руководству и которые проводят внутри РФ и за рубежом крупные операции. Большая часть из них входят в ближний круг Президента Владимира Путина и поддерживают все его внешнеполитические решения.


Официальная позиция Госдепартамента по поводу «кремлевского доклада» состоит в том, что прежних секторальных санкций для сдерживания России более чем достаточно, и в новых санкциях сейчас просто нет необходимости.


По оценкам американских чиновников, с тех пор, как шесть месяцев назад вступили в силу санкции против тех, кто вступил в деловые отношения с российскими оборонными фирмами, правительства третьих стран отказались от таких сделок на общую сумму в несколько миллиардов долларов.

Реакция российских официальных лиц, оказавшихся в пресловутом списке, варьируется в широком диапазоне: от обиженной у Дмитрия Пескова («нас назвали врагами Америки!») до сдержанной у президента. Владимир Путин заявил, что Москва пока воздержится от ответных шагов на этот документ, поскольку двусторонние отношения и так не блестящие, а могут вообще скатиться к нулю.


Однако дальнейшие шаги, видимо, будут диктоваться тем, последуют ли новые персональные санкции, и против кого конкретно. Дело в том, что, помимо открытой части, «кремлевский список» содержит и засекреченную часть, содержание которой широкой общественности неведомо. Однако очевидно, что «кремлевское досье» расширяет список рисков для крупного российского бизнеса, включая цену контрактов и их возможные последствия.

Источник: газета «Коммуна» | №8 (26755) | Пятница, 2 февраля 2018 года

.

Подробнее читайте на ...

список однако оценки россии президента сша против мировых