Летописец земли российской

Летописец земли российской
фото показано с : communa.ru

2017-5-22 19:56

Национальное достояние | Семнадцатого (пятого по старому стилю) мая 2017 года исполнилось 200 лет со дня рождения автора знаменитой «Русской истории в жизнеописаниях её важнейших деятелей» Николая Ивановича Костомарова.

Для воронежцев имя земляка стоит по праву в одном ряду с поэтами Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным.

Пётр ЧАЛЫЙ,

член Союза писателей России

г. Россошь

Николай Иванович Костомаров известен прежде всего как учёный-историк, хотя писал и художественную прозу, стихи, драмы – сочинял по настроению, не в ущерб основным занятиям.


Современники с почтением говорили о нём, как о первом после Карамзина историке-живописце. Он «всегда писал так, как если бы сам присутствовал при том, о чём рассказывает». С годами наследие Костомарова ушло в тень, оказалось – не навсегда. Сегодня вновь возник к нему интерес. Внимательно изучают взгляды историка, с пристрастием вчитываются в его труды по национальному вопросу. А они ведь звучат особенно злободневно в связи со складывающимися довольно непросто в новейшей истории отношениями между Россией и Украиной.


Общественные запросы не остаются без внимания. В Москве стараниями Павла Ульяшова издано самое полное собрание сочинений Костомарова в 18 книгах. В Воронеже, на родине историка, впервые вышел его сборник избранных трудов «Русские нравы».


Издана обстоятельная книга о нём – «Славянский мир Н. И. Костомарова», её автор Т. П. Малютина. В книге дана научно выверенная, прежде всего, на основе малоизвестных или вовсе не известных архивных материалов, биография учёного, выявлена роль семьи и ближайшего окружения в становлении его личности. Документально установлена точная дата рождения Костомарова – 5 мая (по старому стилю) 1817 года. Анализируются общественно-политические взгляды и деятельность выдающегося историка, этнографа и писателя, оставившего заметный след в различных сферах науки, политики, искусства.


Знают имя земляка на его милой малой родине. В Россоши на фестивалях Слободской украинской культуры, которые проводит актив и редакция газеты «Россошь», песенное мастерство фольклорных хоров или ансамблей отмечалось призом имени Николая Костомарова.

Знакомые географические вешки на родной сторонке. Вот Юрасовка – слобода на речке Ольховатка. Здесь «крепостной паныч» в крестьянской хате родился, в сельской Георгиевской церкви крестился «незаконнорожденным « сыном помещика и его же подданной девицы, счастливо рос в барском имении до трагической гибели отца. Воронеж – город, в котором учился и ещё неосознанно очаровывался притягательным прошлым родного края. Начальная тяга к литературе, истории поведёт его из Воронежской гимназии в Харьковский университет. Острогожск – уездный городок. В нём выпускник университета, юнкер драгунского полка «на всю оставшуюся жизнь» пристрастится к занятиям отечественной историей по архивным источникам. Приворожит его старина. Напишет Костомаров свою работу – историю «первого по времени» Острогожского казацкого слободского полка.


Печатание её отложил до поры. Ему хотелось полнее исследовать судьбу всего Слободского края. Так называли тогдашние окраинные земли Московского государства. Замысел останется неосуществлённым. А рукопись, к сожалению, окажется потерянной. На закате лет он пожалеет об этом и напишет: «Начавши свое воспитание и первую деятельность в Слободском крае, пребыл и, конечно, до могилы пребуду верен любви к этой своей народности!»


В Харькове Костомаров заявит о себе как историк и писатель. Выйдут его первые книги. Степень магистра исторических наук добудет со второго захода, первую диссертацию приговорят к сожжению за то, что в ослаблении православия он обвинит отдельных священнослужителей. На взгляд учёного, своим безнравственным поведением они подрывали авторитет церкви и потому уступали позиции католичеству в Западной России.


Превратности судьбы не покинут его и в Киеве, куда переселится Костомаров. Николай Иванович избирается профессором, читает курс лекций по русской истории в университете. Он, как и его друзья, среди которых автор «Кобзаря» Тарас Шевченко, жил «мыслями о народности и народной поэзии и мечтами о славянской федерации». Именно в равноправном союзе братских народов Костомаров видел светлое завтра.

А дальше – немилостивый Санкт-Петербург с годичным заключением участника кирилло-мефодиевского братства в Петропавловской крепости.


Сошлют его без малого на десятилетие в Саратов, запретят «служить по учёной части». И тут губернский чиновник не зачахнет. В новых друзьях – журналист и писатель Даниил Мордовцев, историк литературы Александр Пыпин, будущий революционер-демократ, писатель Николай Чернышевский. Не оставил Костомаров уже начатый труд о Богдане Хмельницком. Здесь, на Волге, он воскресил в слове «бунт Стеньки Разина». Адресованные не только собрату-специалисту, а широкому кругу читателей книги увидят свет «при новом царе» – Александре II. И уже гостеприимнее к нему будет Северная столица.


Костомаров станет своим человеком в редакциях популярных журналов «Современник», «Отечественные записки», «Вестник Европы». Обретёт благодарных слушателей профессор Петербургского университета. Как учёный он целиком отдаёт себя исследованию отечественной истории: работает в архивах и библиотеках, пишет книги – «Смутное время Московского государства», «Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада», «Богдан Хмельницкий», «Последние годы Речи Посполитой», «Руина», «Мазепа» и другие. Настольной же книгой для поколений читателей станет «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Избирается он и в Археографическую комиссию, в которой до конца жизни останется на служебной должности. Отработает сполна, за четверть века под редакцией Костомарова выйдут 12 из 15 томов серийного издания «Актов Южной и Западной России». Подсчитано – это 2258 документов, в которых запечатлено «течение времени».


А с 1876 года он – член-корреспондент Российской академии наук.


Большую популярность исторических трудов Костомарова современники объясняли новизной его научных взглядов, своеобразием стиля «историка-лирика», «историка-художника». Общество услышало «голос живого народа».


В быту заботилась о Николае Ивановиче его мать – юрасовская крестьянка Татьяна Петровна. После её кончины в 1875 году Николай Иванович обвенчался с Алиной Леонтьевной – со своей первой суженой. Судьба их разлучила в Киеве 28 лет назад. На склоне лет жена стала для него опорой в жизни и незаменимой помощницей в работе.


Костомаров скончался в апреле 1885 года и был похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге. Библиотеку свою он завещал Киевскому университету. Деньги израсходовали на строительство школы в родной слободе Юрасовке.

Затворник-летописец из Николая Ивановича Костомарова не состоялся. Труды даже о глубокой древности вызовут яростные споры. В прошлом Отечества он находил и высвечивал такие моменты, которые звучат предостерегающе и сейчас. Причём по самым кричащим вопросам: федерализма и государственности, роли личности в истории, нрава и характера нации, веры, обычаев, геополитических интересов.


Николай Иванович Костомаров.


Школа в Юрасовке, построенная по завещанию на средства Костомарова. Фото Петра Чалого.


Недавно обнаруженная в селе Юрасовка часть мемориальной плиты на

могиле отца историка – «помещика капитана Ивана Петровича Костомарова.

Источник: газета «Коммуна», №40 (26684) | Вторник, 23 мая 2017 года

.

Подробнее читайте на ...

костомарова костомаров николай иванович историка нём книги писатель