2020-9-15 17:47 |
Твои люди, село |Какое-то смешанное чувство испытываешь, когда, назвав свои имя и фамилию, в ответ слышишь то же самое словосочетание Он подъехал на новеньком МТЗ-82 с поля, закончив тюковать солому.
Подкатил прямо к правлению колхоза «Колос». Оставил трактор рядом с молодыми деревцами, что растут на водоразделе между правлением и сельской библиотекой. Легко, без напряга, взбежал по довольно крутой лестнице на второй этаж (в декабре ему исполнится шестьдесят), тут-то мы и встретились.
Виктор СИЛИН
с. Бирюч, Таловский район
Среднего роста, крепкий, с весёлыми глазами и, как поется в старой доброй песне, с кучерявым чубчиком. Мы обменялись приветствиями, и дважды прозвучало: «Виктор Силин».
За сорок пять лет работы в журналистике мне ни разу не приходилось встречаться со своим почти полным тезкой. Но однажды пришла коллега с таловской районной газетой в руках и сказала: «Вот тут твой двойник бьёт рекорды на сельскохозяйственной ниве». В заметке говорилось, что механизатор колхоза «Колос» Виктор Николаевич Силин за высокие производственные показатели отмечен Благодарностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Было это в пятницу, 22 ноября 2019 года.
И я загорелся желанием встретиться с ним.
Прошло девять месяцев – и вот оно, село Бирюч. В старом «Энциклопедическом словаре ЦЧО» (1934г. ) нашёл две с половиной строчки об этом населенном пункте. Оказывается, раньше, видимо, в ту пору, когда только произошло заселение здешних мест, хутор называли Бирюченский. Потом он превратился в село Бирюченск, и в конце концов оно стало селом Бирюч.
Виктор мне говорил, что здешний люд – это потомки выходцев из Верхней Тишанки. Она ближе всего и расположена к Бирючу. Точную дату основания села найти не удалось. Краеведы и историки называют период с 1851 по 1857 год. Это я к тому, что места тамошние не с такой уж большой историей, и если захотеть, то можно изначально установить свою родословную.
А Силиных здесь было немало.
У отца Виктора, Николая Ивановича, и матушки, Марии Михайловны, три сына. Старший Александр шофёром работал, средний Николай – фермер, и он, младший, Виктор – тракторист.
Хотя механизатором Виктор стал не сразу, а в 1998 году. До этого пятнадцать лет проработал в строительной бригаде. А ещё до этого три года учился в Воронеже в ПТУ на слесаря-монтажника. Работал на строительстве химзавода в Россоши и служил три года на Тихоокеанском флоте.
– В пору нашей молодости в селе народу много было, – говорит Виктор. – Работы всем не хватало. Вот отец мне тогда и сказал: «Болтаться без дела тут нечего. Поезжай в город и получи профессию».
Так он стал слесарем-монтажником. А от военкомата его направили в Морскую школу. Так что когда подошло время идти на срочную службу, моему тезке открывалась прямая дорога на флот.
Каждый раз накануне Д н я Военно-морского флота у себя на усадьбе Виктор Силин ставит флагшток. В день праздника к нему в гости приходит 82-летний сосед, бывший директор школы и моряк-подводник Иван Николаевич Претков, и другие флотские ребята, которые помоложе: тезки Александры – Кузнецов, Долгов и Черноухов. Поднимают морской флаг, а потом и стопку-другую за наш непобедимый российский (и советский!) Военно-морской флот.
Естественно, вспоминают. Иван Николаевич говорит о том, что их подводная лодка С-290 считалась лучшей на Тихоокеанском флоте, служил он акустиком, хотя музыкального слуха не имел, что в поход в море они уходили обычно на четыре месяца, а уволился он как раз накануне Карибского кризиса. Виктор обязательно вспомнит Воронежскую морскую школу, где получил специальность электрика-моториста и то, как в Хабаровске проходил учебку, а служил в Благовещенске. Приписан был старшина 1-й статьи Виктор Силин к малому артиллерийскому кораблю.
Механизатор колхоза «Колос» Виктор Николаевич Силин за высокие производственные показатели отмечен Благодарностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Вышел срок, и, как поется в другой песне, «на побывку едет молодой моряк». Приехал, пришел в колхозную строительную бригаду, а там бригадиром только после техникума приехала восемнадцатилетняя Оленька, Ольга Павловна. И сразу у них всё закрутилось-завертелось.
– У него и сейчас, конечно, кудри остались, – смеется Ольга, – а тогда такие были, такие… В строительной бригаде в ту советскую пору сорок человек насчитывалось. И все – мужчины, одна она, Ольга Павловна Силина, – из прекрасной половины, за главную была, бригадиром.
Всё, что нынче есть из значимых построек в «Колосе», возведено их бригадой: и школа, и магазин, и Дом культуры, и корпуса молочнотоварных ферм, и жильё, и их, Силиных, собственный дом.
– Бригада у нас называлась комплексной, – говорит Ольга. – Значит, каждый мог всё: и подсобником быть, и кирпичную кладку делать, и столярку. Виктор от других ничем не отличался.
Дети Ольги и Виктора Силиных – старшая Марина и младший Саша – в школу бегали как раз тогда, когда директорствовал Иван Николаевич Претков, а его жена Полина Мартыновна учительствовала.
«Виктор и Ольга в школу часто приходили, – говорили мне супруги Претковы. – Виктор о военной службе ребятам рассказывал и обязательно приносил свою морскую форму».
Соседские дети к нему так и льнут. Приедет с поля домой, остановится на тракторе возле дома, и тут как тут ребятня. Окружат Виктора Николаевича, и давай расспрашивать. Про всё, что угодно. Но больше всего про устройство трактора.
Я тоже расспрашивал Виктора.
И про погоду в том числе. «Засуха нас засушила, – сокрушённо говорил мой тезка. – Два с лишним месяца без дождя. Раз только и покапал. Вот и вышла картошка как горох. Правда, зерновые успели пекло проскочить, не подвели: по 50 центнеров зерна взяли. И то, слава Богу».
Какая бы там цифровизация в мире ни происходила, а крестьянин по-прежнему живет с постоянной оглядкой на небо.
Сын Силиных, Александр, окончил агрономический факультет агроуниверситета, а потом и аспирантуру. Опытные делянки (а он изучал как на урожайность и качество маслосемян подсолнечника влияют фунгициды, микроудобрения и стимуляторы роста) закладывал на своей малой родине, на здешних полях. Конечно, посодействовал и помог председатель колхоза Владимир Ильич Зубков, сам в своё время окончивший Воронежский сельхозинститут.
– На пяти гектарах делянки закладывали, – рассказывает Александр Силин. – Отец и почву готовил, и сеял. Сеялка, правда, не фонтан оказалась. Пришлось с ней не раз повозиться. Но в конце концов всё получилось как надо. А вот на комбайне убирали коллеги отца Александр Погребняк и Юрий Закурдаев.
В конечном счёте опыты Силина-младшего дали такой результат: урожайность подсолнечника составила при различных комбинациях фунгицидов, микроудобрений и стимуляторов роста от 25 центнеров маслосемян до 51 центнера.
Результаты более чем хорошие.
Откуда пошла фамилия, кем оказался тот самый первый Силин, теперь никто не скажет.
Но Силиных в Бирюче всегда было немало. Правда, год от года становится меньше.
– Разъезжается нынче народ кто куда, молодёжь – особенно, – говорит мой тезка и однофамилец. – Но корень наш всё равно остается крепким.
И начинает Виктор перечислять здешних Силиных:
– Вот братья мои двоюродные – Алексей и Евгений. И сестры двоюродные – Наталья и Елена, пусть и сменили в замужестве фамилии, но всё равно нашенские. А ещё брат троюродный, пенсионер Виктор Иванович. Николай Иванович, что пожарный. И два его сына – Владимир и Евгений…
Перечисляет – и чувствуется, что не без гордости называет имена. Пусть звёзд с неба они не хватали, но и ни в чем не посрамили свою фамилию.
Да и вообще, фамилия эта – Силины – от слова «сила». Вот и судите сами, в чем их сила.
Источник: газета «Коммуна» | №72 (27020) | Вторник, 15 сентября 2020 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...