2017-10-13 18:13 |
Медицина | Подумаем над тем, что под силу воронежским онкологам, а что нет Рак – это шок, страх, боль. На человека, узнавшего о своём заболевании, наваливается чувство обречённости и беспомощности.
Но все ли знают, что большинство жителей планеты являются носителями раковых клеток? Затаившиеся в разных органах тела в одном случае они могут не проявить себя всю жизнь, в другом – оглушить человека пожилого возраста, в третьем – без объяснения причин жестоко ударить любого из нас в самом работоспособном возрасте. Ударить любого – крепкого мужчину, считавшего себя абсолютно здоровым, или цветущую девушку, успешного бизнесмена или всемирно известного певца, чиновника или дворника.
Борис ВАУЛИН
Понятно, чем раньше выявлена болезнь, тем больше надежды на спасение, хотя до недавнего времени на больном с онкологическим диагнозом ставили крест: надежды не было. Сейчас появились лекарства, методики, аппаратура: у больных на ранних стадиях процесса вполне возможен благоприятный результат. Тем не менее ежегодное число заболевших выражается десятками тысяч, умерших – тысячами.
Причём эксперты Всемирной организации здравоохранения на ближайшие 15 лет прогнозируют ещё более тяжелую ситуацию: среди других патологий злокачественные новообразования стремительно выходят на первые места.
В нашем регионе с первой и второй стадиями рака выявляется больше больных, чем в ЦФО или по стране в целом. Врачи-онкологи ведущего центра области – Воронежского онкологического диспансера осваивают новые методики лечения и реабилитации больных, проводят большую профилактическую и разъяснительную работу среди населения. За последние годы диспансер буквально преобразился. Ещё пять лет назад в это медучреждение страшно было зайти: оно буквально разваливалось на глазах. Теперь здесь полностью проведён капитальный ремонт. Онкодиспансер насыщен новым оборудованием: появились два каньона с аппаратами для лучевой терапии, приобретён новейший магниторезонансный томограф, который позволяет не только видеть опухоль, но проводить сложнейшие манипуляции. Кстати, аппарат такого класса, установленный в онкодиспансере, был первым в России. Добавим к нему два линейных ускорителя, три гамма-терапевтических аппарата и оборудование для лучевой брахиотерапии. Всего в рамках Программы «Модернизация здравоохранения Воронежской области» было закуплено 390 единиц новейшего медицинского оборудования.
Воронежский онкодиспансер занимает лидирующие позиции среди медучреждений страны по насыщенности новыми аппаратами. Понятно, что такое возможно, если правительство области верит в своё здравоохранение.
В свою очередь, врачи отвечают на это внедрением новых методик лечения. Например, открыли два отделения эндоваскулярных вмешательств, о которых несколько лет назад и мечтать не могли. Суть новых методик в том, что лекарственные препараты вводятся не просто в кровеносную систему, а подводятся к тому органу, в котором обнаружена опухоль, и в нём создаётся максимальная концентрация лекарства, которое и уничтожает раковые клетки. Аппараты сложнейшие, методики тоже, врачи должны иметь высшую степень профессионализма. Всё это оказалось в диспансере, так что борьба со злобной болезнью даёт результаты. Причём, если врачи по каким-то причинам не могут оказать помощь пациентам, то департамент здравоохранения оформляет квоты и направляет больных на бесплатное лечение в столичные Центры онкологии и Межрегиональный медицинский Центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний в Воронеже. За последние три года квоты получили почти 900 пациентов.
Но есть проблема, которую медики при всём их желании и профессиональном умении решить не могут. Подразделения диспансера располагаются в корпусах, построенных десятки лет назад. Они физически устарели, и какой бы ремонт ни производился, всё равно требованиям дня не отвечают. Больше того, подразделения разбросаны не только по всему Воронежу, но и пригородам. Ничего хорошего в этом ни для врачей, ни для больных нет.
Скученность и теснота – такими словами можно определить сегодня ситуацию в подразделениях онкодиспансера. В некоторых кабинетах поликлиники, например, вынуждены находиться по двое – трое докторов. Каждый из них ведёт приём больных. Каково это при такой болезни? В палатах стационара размещаются порой до 12 больных, которые каждодневно находятся под страхом смерти, а на поздних стадиях лечения испытывают сильные боли.
«Вход в поликлинику тесен, здесь постоянная толчея, в здании нет лифтов. Как больному человеку подняться на третий этаж? В коридорах не протиснуться, даже стульев не хватает», – такую гневную запись прочитал в социальных сетях. Она правильно отражает ситуацию, но, с другой стороны, если поставить достаточно стульев, по коридорам вообще не пройдёшь: поликлиника рассчитана на 380 посещений в смену, а фактически принимает более семисот больных и их родственников. Сегодня в нужный кабинет поликлиники больные пробираются, задевая сидящих пациентов. В одном из кабинетов третьего этажа регулярно собираются члены врачебной комиссии, и тогда медработники, ведущие в этом кабинете приём пациентов, вынуждены прерывать работу.
До реконструкции дневной стационар ютился на первом этаже. Теперь он занимает небольшой угол на шестом этаже поликлиники № 11 по улице Машиностроителей. Но и здесь медики по-прежнему работают в спартанских условиях. Все силы отдают тому, чтобы облегчить жизнь сотен пациентов, ежедневно приходящих к ним за помощью, а у самих врачей и медсестёр нет ни места, ни времени, чтобы хоть чаю выпить в обеденный перерыв.
В 2012 году у онкологов появилась надежда. Недалеко от областной клинической больницы № 1 был выделен участок в 12,8 гектара, и началась интенсивная проработка медико-технического задания. Едва ли не все работники онкологической службы прониклись большими надеждами: кто не мечтает работать в новом здании, возведённом по последнему слову строительной мысли?! На чертежах рисовались просторные холлы и коридоры, кабинеты не на двух-трёх специалистов, а на одного, палаты для больных не на 10-12 человек, а максимум на четверых. В одной из социальных сетей даже ролик появился этой красоты.
Но строительство так и не началось. На страну навалились экономические сложности, и они заставили федеральные власти урезать финансы здравоохранения. Через три года стоимость строительства объекта увеличилась вдвое, к началу 2016 года она обозначалась уже в 8 миллиардов, на следующий год поднялась до 10 миллиардов рублей. Деньги для областной казны неподъёмные, и о новом комплексе диспансера пришлось забыть. Очевидно, что остаточный принцип, по которому финансировалось здравоохранение в советские годы, сохранился и нынче.
Реально оценивая ситуацию, специалисты понимают, что о строительстве задуманного онкологического комплекса в ближайшие 7-8 лет говорить не стоит. Как же быть? Варианты есть. Рядом с поликлиникой онкодиспансера находится здание женской консультации. Под это медучреждение можно приспособить другое место. Слухи о том, что для женской консультации уже ищут его, циркулируют полтора года. Кто или что мешает найти подходящее помещение? Есть и другой вариант. Между действующей поликлиникой ВОКОД и зданием на улице Каляева стоит усадьба Тулинова-Вигеля, построенная более двухсот лет назад. Она находится в аварийном состоянии, и лет через пять превратится в руины. Но сегодня её ещё можно спасти. В 2015 году одна из воронежских строительных компаний разработала проект реставрации. Стоимость её была определена суммой около 300 миллионов рублей.
– В отреставрированное историческое здание мы могли бы перевести поликлинику и разместить там диагностический комплекс, – делится размышлениями с журналистом «Коммуны» главный врач Иван Мошуров . . – Это стало бы большим подспорьем для нашего диспансера.
Эти слова Иван Петрович сказал в беседе с журналистом «Коммуны» летом 2016 года. С того времени ничего не сдвинулось с места: здание так и стоит с выбитыми стеклами, ободранными стенами и провалами окон. Неужели и дальше будем наблюдать, как гибнет старинное и красивое здание Воронежа. А с другой стороны, сожалеть о том, что для тяжелобольных людей нет достойного места для лечения?
Завершить же свои заметки хочется словами: никто не должен думать, что у него есть гарантия от злокачественной опухоли, и он до скончания века будет радоваться жизни…
Справка «Коммуны»
За последние три года рост злокачественных новообразований на территории Воронежской области составил 15,5 процента. На 100 тысяч населения число заболевших за этот период выросло с 343 до 441. В настоящее время в регионе насчитывается около 64 тысяч онкобольных, ежегодно выявляется 8000 случаев заболевания раком. Заболеваемость молодеет с каждым годом. По данным ВОЗ, через 15 лет от онкозаболеваний будет страдать около 70 процентов жителей планеты. Среди всех болезней человека эти патологии выйдут на первое место. За год в России умирает около 300 тысяч онкобольных: 53 процента мужчин, 47 процентов женщин. В Воронежской области умирает около четырёх тысяч человек. На первом месте по заболеваниям стоит рак кожи, на втором – рак молочной железы, на третьем – рак женской половой сферы.
Источник: газета «Коммуна» | №81 (26725) | Пятница, 13 октября 2017 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...