2019-6-3 18:50 |
Платоновфест | В Воронежском художественном музее имени И. Н. Крамского демонстрируется живопись и графика ленинградского «Круга художников» из собрания Государственного Русского музея Это творческое сообщество возникло в марте 1926 года, хотя ядро стало складываться несколькими годами ранее.
Оно было основано студентами-выпускниками ВХУТЕИНа и на первых порах объединило преимущественно однокурсников.
Виталий ЧЕРНИКОВ
Первыми участниками «Круга художников» стали 18 человек, впоследствии он объединял от 40 до 50 творцов, в их числе – Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Александр Самохвалов, Пётр Осолодков, Александр Русаков, Алиса Порет. Они, безусловно, испытали влияние «левого искусства», прошли школу авангарда, но их поиски выглядят менее радикальными, чем эксперименты Казимира Малевича или Павла Филонова (впрочем, и они в поздний период жизни обращались к темам, характерным для «Круга художников»).
– Мы этой выставкой практически начинаем первый фестивальный день, – отметил художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков, особо отметив важность того обстоятельства, что она – результат возобновления сотрудничества с Русским музеем.
– Мы увидим сегодня эпоху, когда по улицам ходил Андрей Платонов, – добавил он. – Такую возможность выставка обязательно нам предоставит.
Иные работы следовало бы счесть образчиками некоего идеального «небесного соцреализма», как если бы тот был творческим методом, а не составным элементом большевистской идеологии и пропаганды. «Человека труда» молодые живописцы изображали из искреннего интереса к нему. Не потому, что начальство приказало, отрезав возможность реализоваться иначе. Новых сюжетов и героев требовало само время. На выставке много работ с названиями вроде «Женщина с напильником» или «Портрет горняка». Хотя есть и изображения девушек на пляже.
Особняком стоит датированная 1927 годом «Композиция (Утопленница)» Израиля Лизака: несколько работяг извлекают из водоёма (надо полагать, из Невы) мёртвое тело. Сюжет, который через несколько лет будет совершенно непредставим для советской живописи. А в 1920-е молодые живописцы интересовались реальностью в самых разных проявлениях, в том числе и трагическими сторонами жизни.
Среди картин начала 1930-х уже есть предчувствие соцзаказа на лакировку советской действительности, но всё же в трактористке художникам интереснее человек, а не статус комсомолки. Разумеется, с оговоркой: им верилось, что это какой-то новый человек.
– На мой взгляд, те авторы, которые здесь представлены, принадлежат к лучшим, к тем, кто действительно умел говорить о новом времени новым языком, не уходя, кстати, от реалистического пластического решения. Реализм – это же не фотография! Это те живые люди и впечатления, которые приходят в живопись и отражаются другим способом. Молодые художники – а тогда они только окончили ВХУТЕМАС – многому научились благодаря совместной работе. Они считали себя коллективом, подчиненным общим правилам. Но каждый из них – и Пахомов, и Самохвалов, и Загоскин – был очень индивидуален, – считает куратор выставки Наталья Козырева.
Источник: газета «Коммуна» | №41 (26889) | Вторник, 4 июня 2019 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...