«Общество стало интересоваться морским наследием России»

«Общество стало интересоваться морским наследием России»
фото показано с : communa.ru

2016-9-11 15:15

Дата | Общероссийскому Движению поддержки флота (ДПФ) десятого сентября исполняется 25 лет С первого дня организацией руководит наш земляк, кандидат политических наук, член правления «Воронежского землячества» в Москве капитан первого ранга запаса Михаил Ненашев.

Движение начиналось с восьми – десяти человек, а сегодня объединяет более 50 тысяч человек в 63 региональных отделениях, представительствах – от Калининграда до Камчатки и Сахалина. Есть представительства ДПФ в Белоруссии, Украине, Киргизии и Латвии. В преддверии праздника журналист редакции газеты «Коммуна» позвонил Михаилу Петровичу, поздравил с юбилеем и задал ряд вопросов.


А начался наш разговор с отправной точки: с чего пошло Движение?

- Михаил Петрович, что несёт в себе слово «движение», какие цели и задачи ставило первоначально для себя ДПФ?

– Движение нами задумывалось как форма самореализации человеческих потенциалов в интересах России. Особенно это было необходимо во время общественного и государственного разлада начала 90-х. Надо было объединить людей ради полезного и, главное, высокого дела. За основу была взята морская тема, которая охватывает всю страну. Ведь Россия омывается водами трёх океанов, наши внутренние территории соединены великими реками и озёрами. Мы выделили две составные части флота – военную и гражданскую. Помимо военно-морского российский флот включает морскую пограничную охрану, морской (торговый), рыбопромысловый, речной флот, судостроение и морскую науку. И наше движение – масштабное объединение усилий неравнодушных, активных граждан, которые хотят не только рассуждать или, хуже того, только жаловаться на судьбу, а эффективно действовать. Поскольку Движение поддержки флота организация не партийная, нас в первую очередь волнуют интересы всей нации, всей страны. Вот почему наш девиз состоит из трёх ключевых слов: «Вместе за Россию и Флот!»


Первоначально нашей задачей было убедительно показать всему обществу, что при любом политическом устройстве государству необходимо иметь сильный флот, армию и другие мощные силовые структуры. Совместно с рядом государственных и общественных организаций России нам удалось реализовать большую программу «300 лет Российскому флоту». В конце девяностых мы предложили руководству флота разработать систему национальной морской политики. Этот термин «национальная морская политика» родился именно в нашем движении. Сейчас на многих этажах государственной власти появилось понимание проблем флота. Но сильно тревожит сохраняющаяся разобщённость. Она способствует отставанию морского дела. Поэтому фундаментальной задачей Движения является налаживание общественного и государственного взаимодействия. Все эти годы, служа интересам флота и России, немало энергии, нервов мы потратили на преодоление препятствий, которые сооружали и продолжают сооружать отдельные центры бюрократии. Как противодействовали, так и противодействуют нам неумные, но очень завистливые «коллеги» высокого ранга. Поэтому-то и приходится доказывать, пробивать и проталкивать, вместо того, чтобы просто жить и развиваться. В действительности в уважающих себя странах всё построено на развитии, а у нас очень многое – на нервотрёпке, на борьбе. Чего только стоила борьба с «реформаторами» от военного ведомства, возглавляемого тогдашним Министром обороны Сердюковым.

– В ту пору вы были депутатом Государственной Думы России пятого созыва от Мурманской области, Михаил Петрович, если я не ошибаюсь.

– Да, я тогда работал в Госдуме, входил в Комитет по обороне. На протяжении четырёх лет я предпринимал действия по прекращению этих, объективно говоря, чудовищных опытов над оборонной системой государства. Достаточно посмотреть стенограммы моих выступлений в Государственной Думе, в стенах Министерства обороны, материалы в центральных и региональных СМИ по этой теме.


В октябре 2008 года в Госдуме, на заседании Комитета по обороне, я высказал обоснованную позицию о негодности предлагаемого варианта реформы, как говорится глаза в глаза, военному руководству. Аргументировано объяснил тогдашнему начальнику Генерального штаба Вооружённых Сил России, что двигаться по пути реформы надо только после полноценного обсуждения, добросовестной экспертизы возможных вариантов преобразований, а не тупо следовать сценарию, который не известно кем и когда написан.


О том, что курс проводимой реформы критически ошибочен, сказал открыто в лицо Министру обороны Сердюкову на совместном заседании в Министерстве обороны. Многие из военных, политиков боялись, что если объективно, честно оценивать происходящее, карьеру не сделаешь. Ведь «искренне» одобрять, а теперь видим – когда сняли руководство Минобороны, и обличать можно лишь по команде сверху. Сегодня, слава Богу, ситуация в Вооружённых Силах меняется в лучшую сторону. Флот, армия занимаются своей основной задачей – обеспечивает безопасность нашего Отечества.

– Чем особенно гордитесь?

– В смысле из сделанного мной и Движением поддержки флота? Обо всё не расскажешь. Нами делается только полезное, нужное, прежде всего – для Отечества, для флота, армии, а не в угоду конъюнктуре, начальству. Важно, что общество стало основательней интересоваться огромным морским, речным наследием России. Десять – пятнадцать лет назад континентальное мышление «давило», было доминантой в общественном сознании. Сейчас морская тема становится все больше актуальной. А это приводит к тому, что организуются экспедиции, многие акции подхватываются людьми, как в столице, так и в регионах.


В свое время, когда началась подготовка к столетию подвига «Варяга», наблюдался еле заметный всплеск интереса на всероссийском уровне, потому что только наше Движение вместе с очень небольшим числом действительно социально-ответственных организаций и граждан воздавало на высоком уровне должное героям и зримо напоминало современному обществу о великой героической и трагической нашей истории. А сейчас нашли, и где затонул «Варяг», и ряд бизнесменов вкладывают деньги в нужные исследования, даже зарабатывают, в хорошем смысле, имя себе на этих реально достойных делах. В совокупности это воспитывает молодёжь.


Нам нужны Ушаковы, и особенно сейчас – на кораблях, на командных мостиках управлений, везде! Мы 25 лет потратили, чтобы, образно говоря, сказать: повернитесь лицом к своему родному, ещё мало известному – к Ушакову, Беллинсгаузену, Лазареву; хватит ради моды нельсонами и наполеонами интересоваться. Своих героев и достойных примеров у нас предостаточно.

– Пользуясь возможностью, хотелось бы от вас, Михаил Петрович, услышать ответ на вопрос, который постоянно дискуссируется: кто же больше имеет основание называться колыбелью русского судостроения, флота – Воронеж или же Архангельск?

– Историческая правда на стороне Воронежа. И не потому, что я – воронежец. Пётр I построил в Воронеже, по разным оценкам, около 70 кораблей разного класса. Это ведь не один, не два, а две полноценные эскадры, которые смогли разбить турок при Азове. Здесь царь возвёл около пяти крупных заводов-верфей, на которых строили корабли для регулярного военно-морского флота России. Это и можно считать началом национального судостроения.


В течение пяти лет Пётр I именно в Воронеже построил серийную линию, говоря современным языком, которая потом принесла успех для всей страны при отстаивании наших интересов в мире. Это во-первых. Во-вторых, стоит помнить, что, первый русский корабль был построен ещё предками Петра, под Москвой.


Если кто-то из историков хочет ухватиться за пальму первенства, то следовало бы всё-таки, ради объективности, не забывать и о шестнадцатом веке. Корабль «Орёл» тоже был построен с опорой на русские разработки, на русские возможности.


То, что начало было положено в воронежских краях, подтверждено как архивными, так и другими историческими документами. Чьи-либо пожелания или «хотелки» тут не при чём, если иметь в виду стремление того или иного региона возвыситься. Архангельская губерния – великая губерния с точки зрения истории флота и судостроения, но поморы продолжили кораблестроительное дело, начатое в воронежском краю.


Вот ещё другой момент, чисто философский. Посмотрите, Воронеж – это центр России, можно сказать, ее глубинная часть. Я всегда подчеркиваю: как ребёнок зарождается под сердцем матери, так и флот появился на свет из сердца России. Поэтому здесь если и спорить, то надо с других позиций: чем известен тот или иной регион России, сколько сделал – для флота ли, для авиации, для армии. Важно, чтобы об этом знали как в самом регионе, так и во всех уголках страны. Перетягивать одеяло на себя в угоду каким-то сиюминутным потребностям, переписывать историю – контрпродуктивно и бесполезно. Наоборот – сейчас следует оздоравливать историю, освобождаться от приписок, конъюнктуры. Но и не лакировать по принципу «одобрямс», сказанное начальством.

– И последний вопрос. В чём заключается феномен ДПФ? Многие общественные организации за этот период канули в Лету, а вы не спускаете с гафеля Военно-морской российский флаг, уверенно держите курс.

– В воронежском русском характере, скорее всего! Почти все 25 лет деятельности нашего Движения вместе со мной активно, совестливо работает Вадим Николаевич Антонов, капитан первого ранга, первый заместитель председателя ДПФ. Он тоже воронежец, и мой друг. Естественно, в правление ДПФ, в руководство других структур Движения входят представители из других регионов России, но историческая ответственность, образно говоря, имея ввиду, что Пётр Великий в нашем крае флот создавал, лежит на нас с Антоновым.


Получился этот личный и общественно-государственный проект под названием «ДПФ, ещё и потому, что удалось объединить команду единомышленников – ради высокой общенациональной идеи служения своему Отечеству.


А союзники, друзья Движения, видя наши устремления, наши реальные дела, дружески, товарищески усиливают наш потенциал. Мы же действуем по нашему девизу: «Вместе за Россию и Флот!», а этот принцип вечен, как и наше любимое великое Отечество.

Беседу вёл Валерий Казанов

.

Подробнее читайте на ...

флота россии флот движение дпф ради говоря ещё

Фото: communa.ru

Без мощных флота и армии нет великой страны

Дата Михаил Ненашев. Фото предоставлено ДПФ. «У России только два союзника – армия и флот», – говорил Александр III. Когда Россию обложили со всех сторон натовскими базами, эти слова актуальны как никогда. communa.ru »

2017-07-27 19:06

31 июля – День Военно-морского флота России

Уважаемые земляки! В этом году исполняется 320 лет со дня основания регулярного военного флота России. В этот день мы чествуем всех, кто охраняет морские рубежи нашей Родины. История Военно-морского флота овеяна неувядаемой славой. communa.ru »

2016-07-31 06:07