2015-12-15 06:25 |
Ноябрь 1942-го. Левобережье Среднего Дона – как на пороховой бочке. Поднеси спичку – и от края до края полыхнёт огненный смерч. В районе Верхнего Мамона готовится наступательная операция советских войск «Малый Сатурн».
Главный удар – с несломленного противником Осетровского плацдарма.
Эмиль Абросимов
с. Верхний Мамон, Воронежская область
Сосредотачиваются стрелковые полки. По степным балкам подходят танковые корпуса. Скрытно выводятся на боевые позиции «катюши». Саперный батальон наводит переправы через Дон. А из-под Воронежа переброшен особый разведывательный дивизион. К великой радости гвардии сержанта Тимофея Лыкова, служащего в нем фотограмметристом.
Здешние места – родина Лыкова, в селе Верхняя Гнилуша (ныне Лозовое) – родительский дом. Может, удастся повидаться со своими? Он в разлуке с семьей четыре с половиной года. С той поры, как проводили Тимофея на срочную службу в Красную Армию. Роковой сорок первый и вовсе лишил надежды на скорую встречу.
И вот такой непредвиденный поворот – дом совсем рядом. А отец Константин Федорович ещё ближе – он мобилизован в саперный батальон. Артобстрелы, налеты авиации врага не дают развернуться обустройству переправ. Выручает ночь. Под её покровом забиваются сваи, укладывается настил, все это маскируется. Тяжелая, рисковая работа у отца.
Но на войне как на войне. Тимофей Лыков сам с её началом прошёл немало опасных дорог, приобретая боевую выучку под Москвой, Смоленском, на Брянском фронте.
Эх, была не была, хотя бы с отцом встретиться! Лыков, объяснив положение, просит командиров отпустить его домой хоть на часок. Отпускают на целых сорок восемь.
Причём не одного, а с другом-сослуживцем. Он-то и запечатлевает на пленку счастливый момент первых объятий Лыковых – отца и сына. Какие чувства испытывают оба – не передать словами. И гордость отца за Тимофея, и радость сына, что отец живой и невредимый, и обоюдная боль, что так и не дождалась своего бравого сына-гвардейца мать. Долго обнимались, подшучивали, смахивая со щек непрошенные слезы.
И вот она, Верхняя Гнилуша. На подворье Тимофея встречают не верящие своим глазам бабушка, дедушка, брат Вася, соседи. За застольем – воспоминания. Выясняется, что и дедушка в Гражданскую так же непредвиденно встретил на фронте своего сына. Это добрая примета, отмечают домашние. Напутствуют Тимофея: «Бейте немца быстрее да покрепче, а если с кем из своих встретитесь, передавайте им приветы».
Одним мигом пролетают двое суток. Отец и сын возвращаются в свои подразделения, готовясь к одному и тому же – прорыву вражеской обороны на Среднем Дону.
После выполнения задания командования дивизион Лыкова-младшего отправляют на Щученский плацдарм, а саперный батальон Лыкова-старшего уходит в южном направлении.
С войны благополучно возвращаются оба. В победном сорок пятом Тимофей Лыков, уже имевший медали «За отвагу», «За боевые заслуги», удостаивается ордена Красной Звезды. В представлении к награде командующий артиллерией 1-й гвардейской армии генерал-майор Иванов отмечает: «За время Отечественной войны тов. Лыков дешифровал и определил координаты 157 артбатарей, 38 дзотов, 76 блиндажей, 24 укрытых танков. Эти цели были поражены огнем нашей артиллерии. Так, на боевом порядке Моравско-Острове он зафиксировал три батареи и два отдельных орудия, которые были подавлены артогнем».
Можно не сомневаться, что в успех Среднедонской наступательной операции «Малый Сатурн» внес свою лепту и наш земляк.
Та самая фотокарточка, на которой запечатлён момент встречи отца и сына Лыковых. Фото из семейного альбома Лыковых.
Источник: газета «Коммуна», №144 (26533) | Вторник, 15 декабря 2015 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...