2018-11-1 18:36 |
Детский театральный фестиваль МАРШАК Очень давно не испытывал такого удовольствия от посещения театра, какое получил на нынешнем фестивале МАРШАК. Произошло это на спектакле «Принц и нищий» Московского «Театриума на Серпуховке» под руководством Народной артистки России Терезы Дуровой.
Она же явилась и режиссёром-постановщиком спектакля, определив его жанр как «мюзикл для всей семьи».
Виктор СИЛИН
Тереза Дурова-младшая, правнучка выдающегося клоуна и дрессировщика Анатолия Леонидовича Дурова, исповедует принципы семейного театра. В том смысле, что на спектакли должны ходить и дети (а её театр – детско-подростково-юношеский), и их родители, и дедушки с бабушками, ну и другим родственникам не возбраняется посещение театра. Два года назад Тереза Дурова привозила на фестиваль спектакль «12 месяцев» по С. Я. Маршаку.
Тогда мы с ней обстоятельно беседовали. «Для меня очень важно возбудить интерес к театру, а впоследствии – и любовь к нему. И сделать это в самом раннем детском возрасте – с полутора-двух лет. И такие работы у нас для этого есть.
Отталкиваясь от театральных постановок, взращивать у подрастающего поколения интерес к искусству в целом и к литературе в частности. Репертуар же наш позволяет сделать подобное: мы играем и «Ромео и Джульетту», и «Вий», и «Укрощение строптивой», и «12 месяцев», и «Огниво», и «Аленький цветочек», и «Обломова», и «Маугли», и «Спящую красавицу»… Да много чего еще у нас идет».
Репертуар детско-юношеского театра действительно огромный – 26 спектаклей! И судя по трем увиденным в Воронеже (на нынешнем фестивале успех у самых маленьких зрителей имел еще «Крошечный океан» – спектакль-путешествие по подводному миру в поисках сокровищ затонувшего корабля), они сработаны на очень высоком профессиональном уровне.
Теперь, собственно, о «Принце и нищем». Спектакль многонаселенный – более тридцати актеров выходят на сцену, да плюс одиннадцать музыкантов, которые исполняют на исторических инструментах английскую, немецкую, французскую, итальянскую и шотландскую музыку XII-XVI веков в соответствии с временными рамками происходящих событий. Вообще, музыка является, по замыслу режиссера-постановщика, одним из главных действующих лиц. Она настраивает на то время, на тех людей, создает атмосферу…
Главных же героев, понятно, двое – Эдвард Тюдор, то есть принц (Арсений Краковский), и нищий, которого зовут Том Кенти (Марк Лещинский). Они достойны друг друга и того повествования, которое сочинил Марк Твен. Парни потрясающе пластичны, их жесты и мимика столь стремительны и напористы, что только успеваешь фиксировать одно за другим (превосходная работа хореографа и постановщика боёв Артура Ощепкова). И столь же напориста, эмоциональна их речь.
Если коротко определить работу молодых актеров, то они играют легко, не натужно. И с такой же легкостью (во всяком случае, по Марку Твену) наши герои совершают подмену: нищий попадает в дворцовые покои и становится наследником короля, а принц опускается на какое-то время на дно жизни, где царит воровство, разбой, низменные страсти, весь этот смрад нищеты и бесправия. Но и здесь звучит проклятый вопрос, который люди задавали и задают во все времена и эпохи: «Почему нищий не может жить как богатые?»
Время от времени на протяжении всего действа звучат баллады. Певцы – Егор Ермолаев и Заслуженный артист РФ Борис Рывкин – одновременно предстают бродячими музыкантами, скоморохами и доморощенными философами в одном лице, которым дозволено говорить во всеуслышание то, что другим напрочь запрещено. И они поют: «Не будите старую собаку, ты разбудишь бешеного льва», или: «У богатых три желудка, а для сердца места нет».
«Принц и нищий» – это сказка, выросшая из жизни. И потому столь тщательно постановочный коллектив отнесся к подробностям, деталям, к быту той далекой эпохи. Здесь, безусловно, заслуга художников – и постановщика Марии Рыбасовой, и по костюмам Ольги Резниченко.
Сказочная история не предполагает многослойной психологической разработки образов. Здесь если герой добрый, то он добрый во всем, если глупый, то беспросветно, если злой, то просто исчадие ада, если безвольный, то не способный ни на что… Все эти придворные, странники, узники, повара и кондитеры, портные, нищие и попрошайки, бандиты и бездомные в основном говорят на языке танца. Хореограф Артур Ощепков каждому сочинил танцевальную характеристику, а вкупе это создает то время и тех людей. Во всяком случае, так, как мы их представляем.
…Книжку Марка Твена «Принц и нищий» мне в день рождения подарила бабушка. Я тогда учился в четвертом классе. Тут же прочитал и безоговорочно поверил во всё, о чём поведал писатель. С тех пор роман стоит у меня на книжной полке: на красного цвета обложке жирной черной чертой разграничены два портрета. С одной стороны – принц, с другой – нищий. Через почти полвека мне почему-то захотелось взять и перечитать эту правдивую сказочную историю.
Сцена из спектакля «Принц и нищий». Фото Натальи Коньшиной.
Источник: газета «Коммуна» | №85 (26832) | Пятница, 2 ноября 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...