В поисках работы

В поисках работы
фото показано с : communa.ru

2016-10-31 19:11

На злобу дня | Найти в наше время работу, которая позволит не выживать, а жить, всё сложнее и сложнее Согласно статистике, Воронежская область опережает многие регионы страны по росту количества рабочих мест.

Однако стоит полистать объявления о трудоустройстве в газетах и на популярных профильных сайтах, и становится ясно, что больше всего регион нуждается в продавцах (менеджерах по продажам) и высококвалифицированных рабочих. Но даже и этим представителям востребованных профессий предложить достойную оплату труда готов далеко не каждый работодатель.

Да, официальный ответ организаций, связанных с трудоустройством населения, зачастую звучит так: количество зарегистрированных безработных снижается, вакансии есть, обращайтесь. Однако у каждого из нас перед глазами множество примеров долгих и безуспешных поисков работы. Обращения в бюро по трудоустройству, хождения на собеседования, бесконечное изучение объявлений, звонки одноклассникам и однокурсникам, которые про тебя и думать забыли. . . Работа, где ты?! Где тебя искать? Ведь у нас малые дети, пожилые родители, ипотека, кредиты, два кота и собака!

Трудоустройство в ежедневном режиме

В Воронеже существуют несколько бирж труда для тех, кто согласен выполнить любую физическую работу. Главное, чтобы нашёлся заказчик, которому необходимо срочно вырыть яму под фундамент дома, вскопать огород, погрузить стройматериалы или даже вымыть окна. Это – трудоустройство на один день. Но с определённой гарантией.


Такие биржи имеют официальную регистрацию. Контингент тех, кто с их помощью ищет работу, – сугубо мужской. Средний возраст – около сорока лет. Есть и гораздо старше. Есть и молодёжь – желающие подзаработать студенты. С утра они в режиме ожидания толпятся в условленном месте. В руках спортивные сумки с рабочей одеждой и «тормозком».


– Трудимся, как правило, с восьми утра и до 17. 00, – рассказывает Сергей, в недавнем прошлом – строитель. – Расчёт сразу после того, как заказчик примет работу. Стандартная оплата – 1000 рублей. Иногда просят поработать ещё пару часов. Каждый час переработки – 150 рублей. Где находятся объекты? В основном в сёлах. Стройка, земляные работы, уборка мусора.


География мест, куда отправляются за работой на один день, обширная: все ближние к Воронежу районы плюс Липецкая область.


Популярна подобная биржа труда во время уборки урожая, когда хозяйства охотно привлекают желающих быстро заработать по сбору овощей и фруктов.


Количество же желающих трудиться – каждый день разное. Летом людей, как правило, больше. Преимущество – у молодых и рьяных. Но порой требуется и опыт. А он у большинства постоянных пользователей таких бирж богатый. Здесь нет изнеженных офисных работников. Всё больше трудовой люд, отдавший немало сил и здоровья воронежским заводам, фабрикам, стройкам и коммунальному хозяйству. Вот, к примеру, Александр, 48 лет. В его «трудовой» – отметки о работе на керамическом заводе, на Водоканале.


– После сокращения долго искал что-то подходящее по объявлениям, – делится мужчина. – Предложений, вроде бы, много. Но часто «кидают». Пишут: «Требуется разнорабочий на фирму по производству пластиковых окон». Приезжаю, разговариваю с менеджером. Выясняется, что работник по указанному профилю не нужен, предлагают раздавать листовки с рекламой окон, искать потенциальных покупателей.


– Здесь в основном собираются те, кто прошёл этап трудоустройства по объявлениям, – говорит видавший виды Сергей. – Лично я уверен: искать нормальную работу по объявлениям бессмысленно. Даже если что-то и попадется, то могут в два счета «кинуть» на деньги. Обещают одно – на деле оказывается другое.


– А в вашем заведении надёжно? – спрашиваю у моего собеседника.


– Бывает, что и хитрят. Один заказчик искал человека для жестяных работ. Плата обычная – 1000 рублей. Но здесь есть много людей с узкими специальностями, опытных мастеров. Они в курсе расценок и знают, что подобная работа стоит как минимум в пять раз дороже.


Лёша, 20 лет – студент-заочник одного из вузов Воронежа отмечает, что можно и сэкономить силы:


– Несколько раз было так, что нас брали на полный рабочий день, а мы справлялись за пару – -тройку часов. Оставшееся время сидели и ждали, когда приедет заказчик, – говорит парень.


– Есть работы, опасные для жизни?


– Грузить, копать – не так опасно. Были работы на четвёртом этаже строящегося дома. Но это – редкость. Чаще всё-таки трудимся на земле.


Кризис мало сказался на активности бирж труда. Работы, по утверждению наших собеседников, меньше не стало. Если раньше биржи собирались только в рабочие дни, то теперь здесь многолюдно и по выходным. Число «покупателей» выросло. Однако выросло и количество желающих заработать. Бывают дни, когда в надежде заработка на площадке собираются до 80 человек. Случается, что половина из них расходится по домам ни с чем.

Возраст – помеха

Фёдору Николаеву – 52 года. Вот уже два года, как он безуспешно пытается найти работу. Когда-то в далёкой молодости он окончил в райцентре профтехучилище, вернулся в родное село трактористом, три года пахал землю, а потом подался в город. Поступил заочно в политех, работал грузчиком в магазине. И кто знает, как дальше сложилась бы его жизнь, не соберись он через два года жениться. Тут уж стало не до учёбы, даже заочной. Надо было обеспечивать семью, оплачивать съемную квартиру, копить на своё жильё. Вскоре и дочка родилась. Через десять лет, к моменту появления на свет сына, семья жила в собственном доме, построенном руками главы семейства. Сам он всё это время колесил на служебной «Волге». После очередного кризиса контору закрыли. И снова пошёл грузчиком, лишь бы семью обеспечить. Вскоре подвернулась вакансия персонального водителя. Так и колесил до 48 лет, пока не слегла мать. Тут уж пришлось уволиться и ухаживать за ней долгих два года. Потом были похороны. С тех пор Фёдор безуспешно пытается найти себе работу.


Образования как такового нет. Опыт есть, но годы не те. Первый вопрос, который он слышит от кадровиков:


– Сколько вам лет?


– Пятьдесят.


– Нет, к сожалению, вы нам не подходите, – традиционно раздаётся в ответ.


И так – два года подряд. Пытался податься в охранники – та же история.


– Везде одно и то же, – разводит руками Фёдор. – А я за всю свою взрослую жизнь в поликлинике и трёх раз не был, потому как даже простудой не болею. Молодых не берут – опыта нет. Опыт есть – года не те. Несколько раз обращался в Службу занятости. Там выписывали вакансии, он честно обзванивал все указанные организации, но всякий раз разговор дальше упоминания возраста не продвигался. Даже в разнорабочие и то не берут.


– А ещё наши государственные мужи собираются пенсионный возраст увеличивать на пять лет, – недоумевает мой собеседник. – Можно и до семидесяти пяти… только на бумаге. На деле ты и в пятьдесят два никому не нужен.


Вот так и сидит здоровый мужик дома. Готовит обеды, нянчится с внуком, копается в саду-огороде. Но каждое его утро начинается с просмотра сайтов по трудоустройству…

Трое суток шагать, трое суток искать…

А как обстоят дела с трудоустройством у представителей творческих профессий? К примеру, у выпускников факультета журналистики Воронежского госуниверситета? Естественно, мы не могли пройти мимо проблем своих собратьев по перу.


– Как показывает практика, большинство наших выпускников не имеют проблем при поисках работы, – рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и литературного редактирования журфака ВГУ Ирина Хорошунова. – Мало того, многие наши ребята на момент получения дипломов уже числятся внештатными, а кто-то даже уже и штатными корреспондентами в редакциях воронежских СМИ.


Мы побывали в Воронежском центре занятости населения «Молодёжный», чтобы узнать, обращались ли к ним молодые журналисты, ищущие работу по специальности.


– Ребята с дипломами журналистов – очень редкие гости в нашем заведении, – рассказала директор Центра «Молодёжный» Анна Звездинская. – Например, в прошлом году к нам обратился один молодой человек, который позже смог самостоятельно трудоустроиться в редакцию одного из воронежских изданий. В этом году к нам приходили двое ребят, но они решили работать не по своей специальности – в банковских учреждениях. А вот экономистов, юристов и бухгалтеров среди наших посетителей год от года меньше не становится.


Поинтересовались и у недавних выпускников журфака, почему они не пользуются услугами центра. Ответы были более чем скептические:


– Смеетесь что ли… Да там никогда и ничего путного по нашей профессии не предлагали. Да и предложить не могут. Профессия ведь – творческая.

А что говорят цифры?

Численность зарегистрированных в органах занятости населения Воронежской области безработных граждан на 5 октября нынешнего года составила 11175 человек. За неделю с 5 по 12 октября численность безработных увеличилась на 280 человек. При этом число вакансий, заявленных работодателями, за неделю уменьшилось на 489 рабочих мест.


По состоянию на 12 октября сведения о предстоящем в 2016 году увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности заявили 72 организации.


Численность работников, заявленных к высвобождению, – 4959 человек. Из их числа уволены с начала высвобождения 3387 человек, из которых 1538 – трудоустроены, 359 жителям назначена страховая пенсия по старости. За неделю с 5 по 12 октября информация о высвобождении поступила от одной новой организации, которая заявила об увольнении 51 человека.


Всего в режиме неполной занятости трудится 5881 работник Воронежской области. Из них заняты неполное рабочее время 5578 человек, находятся в простое по вине работодателя 148 человек, в отпуске без сохранения заработной платы – 117 наших земляков.


Чтобы правильно понимать реальный масштаб затронутой проблемы, следует учитывать разницу между численностью безработных, определённой по данным обследования населения специалистами Воронежстата, и численностью безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях Службы занятости по данным департамента труда и занятости населения региона.


Так, например, по информации Воронежстата, численность безработных у нас в прошлом году составила 52 тысячи человек, а зарегистрированных в госучреждениях Службы занятости безработных, по данным департамента, на конец 2015 года было 12,9 тысячи человек. И соотношение второй цифры к первой составляет лишь четвёртую часть, а именно 24,8 процента.


Вот такая статистика получается.

Тамара Гашимова,

Сергей Дорохов,

Наталья Столповская,

Анатолий Хрусталев.

Семь самых распространённых способов обмана при трудоустройстве

1. После собеседования, на котором человеку расписывали радужные условия работы в компании, соискатели, не читая, подписывают документы, в которых прописаны совершенно другие условия. Поймать работодателей на нарушении трудового законодательства будет практически невозможно. Винить придётся только самого себя.


2. Разновидность явного надувательства – платные консультации агентств по трудоустройству. Деньги берут за организацию встречи с якобы надёжным работодателем. В итоге никакой встречи не будет. Адреса, предоставленные агентством, как правило, – «липа».


3. Тестовые испытания. Очень распространенный способ бесплатного использования труда. Соискателю предлагается пройти предварительное испытание, суть которого заключается в выполнении определённого рода работы (например, перевода текста) за обозначенное время. И, конечно, выполнение данного испытательного задания не оплачивается.


4. Прием на работу с зарплатой, в которой учтены все возможные и невозможные премии и надбавки. Какой подвох? Реальная зарплата оказывается значительно ниже обещанной, так как премиальные выплачиваются только при стопроцентном выполнении установленной нереальной нормы.


5. Обязательное обучение. В мнимой фирме настаивают на необходимости произвести оплату и пройти обучение, без которого невозможно выполнение работы по заявленной вакансии. Однако после обучения выясняется, что соискатель не прошёл по конкурсу или «не прошёл аттестацию».


6. «Чёрный» наём. Под предлогом «испытательного срока» труд кандидата на вакантную должность используют в своих целях и даже без оформления трудовых отношений. А по истечении нескольких месяцев ошарашивают работника фразой: «Вы нам не подходите».


7. «Серая зарплата». Официальный заработок представляет собой минимальный размер оплаты труда, неофициальный – в разы больше. Данный расчёт распространен в частных организациях. Соискатель соглашается – деньги ведь платят, но в случае ухода в трудовой или социальный отпуск, в период болезни и тем более при расчете пенсии выясняются существенные денежные потери.


Вакансий много, но молодёжь они устраивают далеко не всегда.

Фото Михаила Вязового (из архива «Коммуны»)

Источник: газета «Коммуна», № 87 (26627) | Вторник, 1 ноября 2016 года

.

Подробнее читайте на ...

работы работу труда занятости безработных время населения октября