Поле битвы – Пушкин

Поле битвы – Пушкин
фото показано с : communa.ru

2018-6-14 17:02

VIII Международный Платоновский фестиваль искусств «Театральный парад-дуэль» – в таком формате прошла нынешняя ежегодная фестивальная акция По ряду причин организаторам на сей раз пришлось изменить не только формат представления, но и место его проведения.

Огромный уличный спектакль под открытым небом состоялся не на проспекте Революции, а на улице Кирова.

Виталий ЧЕРНИКОВ

В России слишком много заборов, в последние годы их количество растёт. В этом году и фестивальный парад может запомниться обилием перегородок и охраной, проверявшей содержимое сумок у желавших пройти на Кирова. Конечно, не стоит предъявлять претензии к организаторам парада, выполнявшим инструкции по соблюдению безопасности воронежцев. В данном случае, наверное, причина в Чемпионате мира по футболу. Надеюсь, и воронежцы отнеслись к этому с пониманием.


Темой парада стали произведения Александра Пушкина, мифы, связанные с его личностью. Пятнадцать групп воплотили тот или иной пушкинский сюжет. «Зрители и сам Воронеж становятся секундантами – свидетелями непрекращающейся дуэли между Художником и Личностью», – сообщает анонс на фестивальном сайте. То, что получилось, – результат работы фантазии арт-группировки КТОМЫ.


Её идейный вдохновитель – Анастасия Нефёдова, главный художник Электротеатра Станиславский. Представление оказалось ещё и поводом для размышлений о давней истории взаимоотношений, порой забавных, порой драматичных, творцов той или иной эпохи с пушкинской темой.


Когда Александр Сергеевич в годы Советской власти стал кем-то вроде Генерального секретаря отечественной литературы, а для кого-то (порой, конечно, без прямой связи с политикой государства) объектом поклонения едва ли не сектантского (и попробуй таким признаться, что Тютчева или Белого любишь больше!), одним из главных поводов поливать грязью футуристов был тот факт, что они, видите ли, бросали «наше всё» с парохода современности.


Велимир Хлебников писал где-то: «Бросал Пушкина «с парохода современности» Пушкин же, но за маской нового столетия. И защищал мёртвого Пушкина в 1913 году Дантес, убивший Пушкина в 1837 году». Так или иначе, подобный бунт – естественная реакция на происходившую ещё до революции мумификацию (читай, огосударствление) поэта, на превращение в холодный памятник человека, который при жизни был не прочь выпить с няней, отращивал модные длинные ногти, проиграл в карты главу «Евгения Онегина», сочинял, среди прочего, матерные эпиграммы и, даже курируемый лично государем-императором, оставил среди черновиков запись воображаемого разговора – «Когда б я был царь, то позвал бы Александра Пушкина и сказал ему: «Александр Сергеевич, вы прекрасно сочиняете стихи». Заканчивается запись так: «. . . Но тут бы Пушкин разгорячился и наговорил мне много лишнего, я бы рассердился и сослал его в Сибирь, где бы он написал поэму «Ермак» или «Кочум», разными размерами с рифмами».


Для многих из нас такой Пушкин всяко ближе, чем герой школьных учебников, цитатами из которых порой любят размахивать ханжи.


Многие эпизоды парада содержат ироничные напоминания о том, насколько по-разному видим мы Пушкина и его героев в XXI веке. И напоминают, конечно, о пушкинской иронии и самоиронии, которым пропитаны его тексты. А ведь иные из нас, когда-то поверив упомянутому выше учебнику, сейчас совсем не ощущают пародийную ноту в «Руслане и Людмиле», «Евгении Онегине» или «Повестях Белкина»! Немудрено, что у части публики, судя по откликам в Интернете, представление вызвало недоумение. В чём состоят претензии, понять практически невозможно. Кто-то жаловался, что надеялся увидеть участников парада в костюмах XIX века – остаётся неясным, была ли ещё и надежда на то, что на улице Кирова специально для него будут исполнены вальс, менуэт или полонез.


Между тем художники, создававшие костюмы, проявили изрядную фантазию. Чего стоит только голова Черномора из пластиковых бутылок или воспаривший над публикой гигантский Золотой Петушок.


Не скажу, что всё удалось. Но мне, например, особенно запомнились стилизованные бородачи, которые, стоя в машине с открытым верхом, призывали: «Кричите – «Да здравствует царь Борис Годунов!».


Народ, в полном соответствии с пушкинской ремаркой, безмолвствовал.


Порой муха может оказаться Гвидоном. Фото Ангелины ГАВРИЛОВОЙ.

Источник: газета «Коммуна» | №45 (26792) | Пятница, 15 июня 2018 года

.

Подробнее читайте на ...

пушкина порой парада пушкин пушкинской ещё кирова современности