Политический дневник. Чёрные лебеди декабря

Политический дневник. Чёрные лебеди декабря
фото показано с : communa.ru

2016-12-22 16:59

Последняя предновогодняя неделя оказалась омрачена двумя трагедиями: в Турции был застрелен российский посол Андрей Карлов, а в Берлине массивный грузовик, нагруженный тоннами металла, врезался в рождественский базар в центре немецкой столицы, неподалёку от одной из самых её оживлённых улиц – Курфюрстендамм.

Под колёсами грузовика, ведомого террористом, погибли 12 и ранены 48 человек, часть из которых – тяжело.

Александра Глухова,

доктор политических наук, профессор

Воронежского государственного университета

К месту трагедии берлинцы несут цветы и свечи, Бранденбургские ворота окрасились в цвета национального флага. Столь любимое немцами Рождество, звучащее в оригинале как «Священные ночи», в этом году омрачилось страшной трагедией. Неожиданность и жестокость обоих происшествий повергла мировое сообщество в шок.


Вместе с тем возникли проблемы по части идентификации происшедшего. Немецкие правоохранительные органы, городские власти, федеральные политики поначалу избегали давать ответы на конкретные вопросы о том, было ли это происшествие несчастным случаем или терактом, и кто находился за рулем грузовика. Приоритет версии теракта обусловливался тем, что нечто очень похожее произошло минувшим летом в Ницце, в день национального праздника Франции – Дня взятия Бастилии. Тогда по приморскому бульвару точно так же промчался грузовик, давя и калеча людей.


Довольно быстро удалось установить принадлежность грузовика и опознать труп человека на переднем сидении. Владелец грузовика из транспортной фирмы польского города Штетина Ариэль Журавский опознал и автомобиль, и своего двоюродного брата, водителя этого грузовика. Он выполнял заказной рейс по доставке стали из Италии в Берлин.


Как стало известно на следующий день после трагедии, водитель грузовика, сообщив брату об отложенном рейсе, больше на связь не выходил, однако GPS-регистратор зафиксировал несколько попыток завести машину, и в 19. 30 грузовик пришел в движение.


В ту же ночь полиция сообщила о том, что убегавшего с места преступления молодого человека помог задержать один берлинец. Подозреваемым оказался 23-летний пакистанец, прибывший в Берлин через балканский трафик в начале этого года. В полиции сообщили, что он уже неоднократно задерживался за мелкие преступления, назывался разными именами и менял страну своего происхождения. Однако спустя сутки пакистанца пришлось отпустить за недостаточностью улик. Следовательно, террорист, совершивший наезд на рождественской ярмарке, все еще на свободе и, возможно, связан с радикальными исламистскими организациями. Во всяком случае, запрещенная в России и ряде других стран террористическая организация ИГИЛ уже взяла на себя ответственность за берлинский теракт, хотя сделано это, возможно, не без расчета на рекламу. Но в любом случае, Германии нанесен жестокий удар, причем в самое сердце: преступление совершено в столице, дерзким образом и в светлые рождественские дни, в рамках предпраздничных мероприятий, обычно собирающих большое количество людей.


А в Анкаре в понедельник, 19 декабря, был застрелен посол РФ в Турции, карьерный дипломат Андрей Карлов. Трагедия произошла во время открытия фотовыставки «Россия глазами турок» в Галерее современного искусства. Напавший на него 24-летний турок Мевлют Алтинташ несколько раз прокричал на турецком и арабском языках: «Это вам за Алеппо!»


Как выяснилось, стрелок служил в турецком спецназе с 2014-го по 2016 год и был уволен оттуда в рамках расследования попытки военного переворота в июле этого года. В Галерею Алтинташ прошел благодаря сохранившемуся у него служебному удостоверению, представившись телохранителем Андрея Карлова. Почему российский посол был без охраны, без повышенных мер предосторожности, остается только гадать: в Турции в последние дни почти каждый день проходили акции протеста против российской политики в Сирии, против бомбардировок в Алеппо.


Турецкие власти поспешили связать убийство российского посла с деятельностью проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в Пенсильвании и обвиняющегося в подготовке неудавшегося военного переворота летом этого года. Под этим предлогом в Турции были произведены масштабные чистки в силовых структурах, госучреждениях, в СМИ, университетах и даже школах, где уволили сотни тысяч человек, заподозренных в нелояльности турецким властям и лично Реджепу Эрдогану. Но в результате таких чисток появилось огромное количество людей, в том числе специально обученных в военном отношении, которым фактически нечего терять. Отсюда теракты любого уровня, в том числе и покушения на высокопоставленных чиновников, не исключены и в дальнейшем, и это есть следствие той политики, которую проводит Реджеп Эрдоган.


Между тем, несмотря на убийство посла, 20 декабря в Москве состоялись трехсторонние переговоры министров иностранных дел России, Турции и Ирана относительно сирийского урегулирования. По словам российского министра Сергея Лаврова, именно такой формат переговоров наиболее продуктивен для организации «мирного процесса в Сирии». В переводе с дипломатического языка на общедоступный это означает, по-видимому, намерение обойтись без участия Запада и аравийской коалиции.


Вместе с тем просматриваются контуры незримого раздела сфер влияния в Сирии: Турция станет покровительствовать суннитскому большинству и контролировать курдов; Россия – покровительствовать алавитскому меньшинству во главе с Башаром Асадом; Иран – опекать шиитское меньшинство и противостоять своему давнишнему противнику – Саудовской Аравии. Формально подчеркивается сохранение единства и территориальной целостности страны, но фактически она, скорее всего, приобретет новые, федеративные, очертания. Впрочем, ближайшее будущее покажет, что конкретно содержится в московских договоренностях и как это скажется на ситуации в Сирии.


Остается не проясненным последний вопрос: что такое «мирный процесс в Сирии»?


Этот термин из-за частоты использования все больше теряет свой изначальный смысл. Трехсторонний формат сирийского урегулирования никак не обозначает ни внутрисирийских участников переговоров, ни конкретные уступки, которые каждая из них должна сделать в целях достижения соглашения. Территориальное разведение сторон в случае реализации федеративного плана обустройства Сирии не снимает, тем не менее, проблему взаимодействия различных политических сил в границах единого государства. Внешние гаранты этого единства с этой задачей не справятся; в противном случае им придется брать на себя ответственность за управление разрушенной страной, и эта ноша вряд ли окажется для них посильной.


Образное выражение «черные лебеди» впервые употребил известный английский ученый Дэвид Юм, понимая под ним непредвиденные последствия тех или иных ранее предпринятых действий. Речь шла, разумеется, о негативных последствиях, иначе лебеди, скорее всего, были бы белыми. Ставшая расхожей, эта метафора все чаще оказывается востребованной, в силу чего у политиков есть все основания крепко задуматься над принимаемыми ими решениями и действиями, особенно – в ситуациях сложносоставных религиозных конфликтов. Дабы не плодить черных лебедей, все чаще оборачивающихся человеческими трагедиями.

Источник: газета «Коммуна», №102 (26642) | Пятница, 23 декабря 2016 года

.

Подробнее читайте на ...

сирии грузовика турции декабря политики лебеди день грузовик