Политический дневник. Канун электоральных ожиданий

2017-3-17 18:02

Относительно спокойный период, в котором политическая жизнь Европы пребывала в последние два – три года, сменяется политическим штурмом. В минувшую среду состоялись парламентские выборы в Нидерландах, главной интригой которых стал вопрос о том, удастся ли радикальным евроскептикам во главе с Гертом Вилдерсом, лидировавшим на протяжении избирательной кампании, получить большинство голосов избирателей.

Александра Глухова,

доктор политических наук, профессор

Воронежского государственного университета

О большинстве мест в парламенте можно говорить только в относительном ключе, поскольку в этой стране действует пропорциональная избирательная система, в силу чего ни одна из 28 политических партий, зарегистрировавшихся для участия в выборах, не в состоянии получить абсолютное большинство для формирования правительства в одиночку. Отсюда наиболее реальным представляется сценарий создания коалиционного правительства, типичного для Нидерландов, в котором партии Вилдерса, скорее всего, места не найдется. Партии так называемого истеблишмента тяготятся общением с политиком, откровенно высказывающимся против мусульман (не только против радикального ислама, но и против мусульман как таковых и их священной книги – Корана), обвиняя последних в поддержке экстремистов и террористов и обещая наглухо закрыть перед ними двери своей страны. В ряду с прочими европейскими политиками – популистами, обрушивающими свой гнев на структуры Евросоюза и обещающими развалить последний, Вилдерс апеллирует к «брекзиту», обещая осуществить нечто подобное в Нидерландах. Его не смущает тот факт, что европейский рынок дает рабочие места для полутора миллионов голландцев, которые – в случае выхода страны из Евросоюза – вряд ли удастся чем-то заменить.


Премьер-министр Нидерландов и лидер правящей либерально-демократической партии Марк Рютте в ходе теледебатов подверг резкой критике планы и намерения Вилдерса, обещая в случае победы своей партии обеспечить стране свободу, процветание и внутренний мир. Самая толерантная страна Европы проходит тем самым испытание на прочность своих ценностей и принципов.


Согласно процедурным предписаниям именно М. Рютте после выборов придется выполнить непростую функцию выработки формата новой правительственной коалиции, обеспечивая многочисленные межпартийные консультации, договоренности и даже сделки. Затем предлагается кандидатура на должность Премьер-министра. Это процесс нелегкий и небыстрый, и может продолжаться до полугода и более. Однако таковы демократические правила игры, и им положено следовать неукоснительно, поскольку именно на них зиждется прочность демократических институтов.

Выборы в Нидерландах проходили на фоне резко обострившихся отношений с Турцией, где политические власти инициируют совсем иной процесс, а именно расширение полномочий действующего главы государства Реджепа Тайипа Эрдогана через превращение Турции из парламентской республики в президентскую. Решить эту задачу Эрдоган намерен на референдуме, который пройдет в апреле и в котором, наряду с гражданами Турции, настоятельно предлагает принять участие этническим туркам, живущим в разных странах Европы, но имеющим турецкий паспорт.


Обычно лидеры европейских государств не препятствуют встречам турецких политических лиц с представителями турецких диаспор в Европе. Однако на этот раз немецкие, а затем и голландские власти отказали во встрече Министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с соотечественниками, собравшимися на митинг в небольшом немецком городке. Мотивом отказа стал арест в Турции корреспондента влиятельной берлинской газеты «Die Welt»(«Мир») Дениза Юджела. Журналист является этническим турком, но родился и вырос в Германии, поскольку его родители были эмигрантами первой волны, приехавшими в Германию на заработки в годы послевоенного экономического бума. В Турции журналиста обвинили в связи с террористами, назвали «немецким шпионом» и подвергли аресту, что было болезненно воспринято немецкой стороной, и без того жестко критикующей турецкие власти за массовые преследования журналистов и вообще свободомыслящих людей, особенно после подавления неудачной попытки военного переворота летом 2016 года.


Массовые задержания и аресты, ставшие в Турции повседневной реальностью, и участившиеся в связи с этим террористические акты все больше характеризуют турецкий политический режим как авторитарный, с типичными чертами восточного деспотизма. Вектор прозападного и светского развития, заложенный в основание Турецкой Республики Кемалем Ататюрком, фактически, аннулируется, делая Турцию неподходящим партнером для Евросоюза, куда эта страна одно время активно стремилась. Однако теперь, в свете совершенно неприемлемых оскорблений, которые летят в адрес немецких и голландских политиков, обвиняемых в фашизме, в верности нацистскому наследию, в «фальшивой демократии» и т. п. , переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС, скорее всего, будет надолго заморожен в силу фундаментальных различий в ценностях.


Турецкий лидер, потерявший, в силу разгрома внутренней оппозиции, чувство реальности и политической сдержанности, похоже, хотел бы не просто сесть с европейскими политиками за один стол, но и положить ноги на стол. Однако такое удовольствие ему, по всей видимости, не светит, особенно – в свете объявления официального посла Нидерландов персоной нон грата и рекомендации ему не возвращаться после завершения отпуска в Турцию.

Вектор прозападного и светского развития, заложенный в основание Турецкой Республики Кемалем Ататюрком, фактически, аннулируется, делая Турцию неподходящим партнером для Евросоюза.

Интересно – чисто теоретически, надеюсь! – было бы представить, как складывались бы отношения Турции с Нидерландами, если бы новое правительство последних возглавил небезызвестный Вилдерс? Каким испытаниям подвергли бы свои народы два упертых авторитарных политика, ставящих собственные амбиции гораздо выше интересов общественной безопасности и внутреннего мира?

Премьер-министр Нидерландов М. Рютте прокомментировал выборы в своей стране в типично футбольных терминах, а именно – как четвертьфинал европейского электорального процесса. Полуфиналом станет Франция, где в ближайшем апреле состоятся президентские выборы и где у евроскептиков в лице умеренного Франсуа Фийона и радикальной Марин Ле Пен также имеются неплохие шансы на победу, по крайней мере – в первом туре.


Однако бдительная французская прокуратура «вовремя» разглядела серьезные следы коррупции у обоих правых политиков, как известно, весьма обласканных в российских политических кругах. Ф. Фийон удачно трудоустроил свою жену Пенелопу – домохозяйку парламентской помощницей, получившей ни много ни мало 500 тысяч евро из госбюджета, причем каких-либо зримых доказательств ее работы в парламенте журналистам обнаружить не удалось. Еще 100 тысяч евро Пенелопа Фийон получила в качестве литературной советницы одного из парижских журналов, при этом главный редактор журнала никогда ее на работе не видел. С учетом этих фактов кандидата в Президента Франции Ф. Фийона официально обвинили в присвоении государственных средств по делу о предполагаемом фиктивном трудоустройстве его жены и детей в парламенте. Хотя политик не сдается и продолжает участвовать в избирательной гонке, позиции его существенно ослаблены, и многие соратники спешат от него отмежеваться.

Политической чистоплотностью не отличилась и Марин Ле Пен, также трудоустроившая своих телохранителей в качестве помощников депутата Европарламента. Кроме того, по данным французской прокуратуры, ни она, ни ее отец, основатель Национального фронта Ж. -М. Ле Пен, не платили налог с недвижимости. И хотя в Европе к таким финансовым прегрешениям относятся более терпимо, чем, например, в США, солидная тень ложится на политика, взывающего «к очищению авгиевых конюшен французской власти», что отныне звучит неубедительно.


Однако судьба полуфинала пока остается неопределенной. Ну а финал – немецкие парламентские выборы – состоится только осенью текущего года. За это время, надо думать, много воды утечет, и появятся новые сюжеты для прогнозов аналитиков.

P. S. Согласно первым данным, поступившим из Нидерландов, лидирует праволиберальная партия Премьер-министра М. Рютте и христианские демократы. Прогнозы на победу националистической «Партии свободы» Г. Вилдерса не оправдались: он уже признал свое поражение.

Источник: газета «Коммуна», | №21 (26665) | Пятница, 17 марта 2017 года

.

Подробнее читайте на ...

турции однако выборы нидерландов партии власти рютте евросоюза