Политический дневник. Прямой формат

2017-6-30 20:39

Июнь – первый месяц наступившего лета – обычно характеризуется своеобразным настроением, отмеченным и напряжением (в частности, преподавателей и студентов, учителей и учеников, завершающих учебный год), и радостным ожиданием долгожданного отпуска или каникул.

Иные категории населения также не прочь порадоваться долгожданному летнему теплу и солнечным дням.

Александра Глухова,

доктор политических наук, профессор

Воронежского государственного университета

Серьезные политические события в такое время года не привлекают к себе слишком пристального внимания: есть дела и поважнее, например, дачи и огороды. Однако на этот раз на июнь была перенесена «Прямая линия» Президента РФ Владимира Путина, обычно практиковавшаяся зимой или весной, что, несомненно, придало наступившему лету дополнительные краски (впрочем, не всегда радужные).


«Прямая линия» как институт прямого общения народа с главой государства существует в российской политической практике с 2001 года. Нынешняя, следовательно, стала 15-й по счету. Ее отличительной особенностью стало то, что каналов общения с Президентом стало больше: не только звонок или вопрос, записанный по телефону, но и СМС / ММС-сообщения, различные сайты в соцсетях, и подготовленный заранее ролик. В общей сложности в адрес главы государства на этот раз поступило более двух миллионов вопросов, но ответ получили только 68 из них.


Речь не идет, разумеется, о том, что это реально – дать ответы на все вопросы, волнующие людей, да еще в течение нескольких часов. Однако само их количество не может не наводить на мысль о том, что проблем в стране слишком много, что они носят системный характер, и что в ручном режиме управления справиться с ними не под силу даже Президенту. Как говорилось в старом советском анекдоте (от имени слесаря): «Тут дело не в отдельном кране, тут дело в системе». Система управления, принятия решений, контроля над их исполнением требует к себе пристального внимания.


Как и следовало ожидать, основными темами, волнующими российских граждан, стали проблемы социальной сферы, здравоохранения, состояния дорог, ЖКХ, свалок, ответственности чиновников, образования и т. д. В меньшей степени были интересны проблемы внешней политики: санкции, антироссийские настроения на Западе, отношения с США и т. д. Владимир Путин выразил удовлетворение по поводу содержания прямых контактов с населением: они, по его мнению, дают верный срез того, что на данный момент волнует общество.


Однако можно с уверенностью сказать, что и в прошлые годы население волновали те же самые проблемы, что неудивительно: они касаются основополагающих условий жизнедеятельности людей.


Возобновление из раза в раз одних и тех же вопросов свидетельствует о том, что эти проблемы должным образом не решаются, а ответственность за это, видимо, никто не несет.


Показателен один из многочисленных примеров из состоявшейся «прямой линии»: семьи, пострадавшие от пожара в Забайкальском крае, и от наводнения – на Ставрополье и не получившие помощи от государства. На руках у молодых матерей – малолетние дети, предлагавшееся им жилье совершенно непригодно для проживания. Кроме того, людей, оставшихся фактически без крыши над головой, заставляют оплачивать работу комиссий, выдачу справок и т. п.


При этом обе семьи обращались в различные инстанции, но помощи не получили, хотя деньги из федерального центра в оба региона были выделены. Призванные к ответу губернаторы Забайкалья и Ставрополья тут же взяли под козырек и едва ли не в тот же миг кинулись решать поставленные перед ними Президентом задачи, пообещав уволить тех, кто этого не сделал. Если такая модель управления оказывается единственно эффективной на российских просторах, то Президенту не позавидуешь: придется лично вникать в огромное количество проблем, и двумя миллионами вопросов дело не ограничится.


Традиционно болезненными оказываются вопросы, связанные с размерами заработной платы бюджетников. «Как можно получать пожарному 8000 рублей в месяц и рисковать жизнью за эту зарплату?» – задал вопрос начальник пожарной команды из Саратовской области.


Ответ Президента свелся к необходимости индексировать те бюджетные сферы, которые не попали в майские Указы 2012 года. Но разве индексация изменит кардинальным образом ситуацию для того же пожарного? Ведь риски, которым он подвергает свою жизнь, спасая жизни других людей, вряд ли окупаются даже двукратным увеличением нынешней зарплаты, которое ему никто не обещал. Разве не известно российским чиновникам или депутатам, обладателям ученых степеней (а то и не одной!), что для нормальной трудовой мотивации потребна соответствующая оплата труда? Вся человеческая история доказывает, что разрушение формационных устоев происходило тогда, когда подневольный труд – рабский или крепостной – переставал быть производительным. Каким же образом может получить импульс к развитию отечественная экономика, если на корню убивается мотивация людей к труду посредством его нищенской оплаты?


Пожарному вторила молодая учительница начальных классов из Иркутской области, зарплата которой не превышает 16,5 тысячи рублей. Это приводит к высокой текучке молодых учителей, недовольных не только низким уровнем оплаты труда, но и отсутствием перспектив профессионального роста. Ответ Президента свелся к тому, что деньгами распоряжается сама школа, а по факту – ее директор, который и определяет штатное расписание и доплаты к окладу. Не потому ли в этих вопросах царит настоящий произвол, и доплаты работники получают не обязательно по заслугам и результатам труда, а по совсем иным критериям? И эта проблема имеет не только иркутскую прописку, но вызывает недовольство и раздражение в учительской среде по всей стране.


Эффектным оказалось решение одной из самых нелепых ситуаций, типичных, к сожалению, для многих российских городов. Жители Балашихи сообщили Президенту, что в черте города, всего в 200 метрах от жилых кварталов, находится самая большая в Московской области свалка, которую видно даже из космоса. Почти ежедневно здесь происходят возгорания, выброс газов, так что жителям окрестных кварталов невозможно дышать.


Как водится в таких случаях, обращения в многочисленные инстанции разных уровней не дали практически никакого результата. Однако стоило только озвучить эту проблему на «прямой линии», как в бюджете страны тотчас же нашлись 5 миллиардов рублей на решение наиболее острых текущих вопросов. Видимо, в понятном стремлении немедленно получить эти деньги в Балашиху срочно помчался губернатор Московской области Андрей Воробьев. Уже на следующий день пришло официальное сообщение, что свалка закрыта. А если бы не было «прямой линии» или если бы вопрос о ней не дошел до Президента? Вопросы риторические, но их содержание вновь возвращает нас к содержанию и стилю государственного управления.


Наблюдательные эксперты обратили внимание на то, что тексты СМС-сообщений, бежавшие по огромному экрану, содержали порою довольно резкие и даже злые вопросы, которые хоть и не попадали на глаза Владимиру Путину, но и не устранялись из эфира. В этом увидели намерение организаторов «прямой линии» от президентской администрации продемонстрировать подлинную открытость, отказ от цензурирования посланий и т. д. Это обстоятельство вкупе с анонсированным именно в эти дни фильмом о Владимире Путине, снятом известным американским кинорежиссером Оливером Стоуном, является зримым доказательством намерения действующего Президента баллотироваться в 2018 году на новый срок.

Источник: газета «Коммуна» | №51 (26695) | Пятница, 30 июня 2017 года


.

Подробнее читайте на ...

прямой президента управления области вопросов линии однако проблемы