2017-9-15 06:15 |
Мысли вслух | Накануне Дня города, который завтра отметят воронежцы, стоит не только осмыслить прошлое, но и помечтать о будущем Виктор Чирков Город готовится к празднику. Где-то по этому случаю новую асфальтовую дорогу проложили, где-то скамейку покрасили.
. . Не останутся в стороне библиотеки, музеи и торговые центры. Где-то выставку готовят, где-то – концерт.
Говорят, есть немало воронежцев, которые в центре, может, раз в год и бывают – и как раз на День города. Что ж, пусть хороших впечатлений хватит им на год. Надеемся также, что сами они не нанесут этому пространству такого урона, как москвичи и гости столицы парку «Зарядье» в первые дни его работы.
Преображения Воронежа последних лет местному жителю, наверное, не всегда заметны так, как уехавшим, которые спустя несколько лет по каким-то причинам вернулись. Многие мои хорошие знакомые теперь не живут здесь. Хочется верить, что в городе, каким он стал к 2017 году, их многое удивит, и удивит приятно. Возможно, сейчас им удалось бы осуществить те планы, которые не удалось 20, 10, пять лет назад.
Воронежу больше четырёх веков, об этом его житель помнит и в случае чего с гордостью сообщит об этом жителю другого города с не столь богатой историей. Но, увы, не удастся нашему земляку скрыть того, что о прошлом Воронежа мало что напоминает. Не вижу особого смысла напоминать читателям «Коммуны» о причинах, среди которых – не только бои 1942-1943 годов, но и человеческая деятельность в мирное время, в том числе и в нынешнем веке. Примеры можно отыскать, прогулявшись неподалёку от редакции. Однако память о былом жива – пусть и не всегда его артефакты можно, что называется, «пощупать».
Наткнулся однажды на блог какого-то приехавшего в Воронеж на Платоновский фестиваль москвича, и он там многословно удивлялся обилию мемориальных досок на улицах. Мне это наблюдение показалось немного странным: неужели в столице к памяти о живших там людях и разных исторических событиях отношение менее внимательное? Но человеку со стороны, наверное, виднее. А для нас это – нечто само собой разумеющееся, мы и не замечаем порой доски на домах, мимо проходя.
Что ж, всегда есть возможность остановиться, вчитаться.
За этим не стоит какого-то масштабного замысла. И далеко не всегда – воля местных чиновников. Просто каков бы ни был государственный строй, на протяжении многих десятилетий находятся люди, которые сохраняют память, а потом на их место приходят другие. Они могут оказаться и сотрудниками какого-нибудь департамента, но не обязательно. Литераторы, художники, музыканты, учителя, правозащитники, учёные, театральные режиссеры, журналисты, искусствоведы… У этих людей могут быть разные политические, религиозные, эстетические взгляды, но из их малых дел формируется та атмосфера, проникнувшись которой, думаешь: нет, всё-таки не стану пока уезжать; да, здесь много проблем, но ещё можно попытаться изменить что-то к лучшему.
Воронеж, каким он был ещё в первые десятилетия прошлого века, почти исчез. Но о нём можно прочитать хорошие книги, написанные людьми, которые живут сейчас. Да и краеведческой литературой дело не ограничивается. Например, в Интернете воронежцы выкладывают на форумах старые фотографии города из семейных альбомов (а также упомянутых выше книг) и не ленятся отыскать место, где был сделан снимок (даже если координаты были неясны), и сделать другой на том же месте десятилетия спустя.
Пусть грядущая реальность даст больше поводов, чтобы так же жадно, как прошлое родного города, его жители обсуждали и будущее.
Вот так выглядит наш любимый Воронеж с высоты птичьего полёта.
Фото Константина Толоконникова.
Источник: газета «Коммуна» | №73 (26717) | Пятница, 15 сентября 2017 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...