Счастье постучалось в двери

Счастье постучалось в двери
фото показано с : communa.ru

2017-1-30 19:39

Семья | В прошлом году супруги Пётр Семёнович и Мария Александровна Зибровы отпраздновали 64 года совместной жизни и украсили торжество, организованное Левобережным загсом в честь брачных союзов с большим стажем Корреспонденты «Коммуны» побывали в гостях у подполковника в отставке военной авиации Петра Зиброва и его супруги Марии Зибровой, узнали историю этой удивительной семьи, а также секреты долголетия и мудрого отношения к жизни.

Наталья Столповская

Две судьбы – две тропиночки

Первое, что бросилось в глаза, – необыкновенно тёплое, бережное отношение Петра Семёновича и Марии Александровны друг к другу. Ещё – цельное, ясное, простое понимание слова «служить». И если в отношении Петра Семёновича понятие служба имеет своё прямое значение, то для супруги Марии Александровны службой стала поддержка мужа-военного, воспитание сына и труд учителя.


– Я родилась в 1930 году в Верхнекарачанском (ныне – Грибановском) районе Воронежской области, – начала рассказ Мария Александровна (в девичестве – Калинина). – Окончила семилетку в селе Васильевка, затем – среднюю школу в Нижнем Карачане.


В большой школе учились дети из трёх окрестных сёл, а получили аттестаты о среднем образовании в 1948 году всего 17 человек.


– Надо было восстанавливать народное хозяйство, – пояснила Мария Александровна. – А ещё – помогать семьям, оставшимся после войны без кормильцев. Мне повезло: оба старших брата были военными. Один из них с отличием окончил Камышинское танковое училище и его направили служить в Германию. Благодаря его поддержке, наша семья чувствовала себя увереннее, а я смогла позволить себе учёбу на физико-математическом факультете Борисоглебского учительского института.


Выбор Мария Александровна объяснила просто: отец всю жизнь трудился в колхозе землемером, сам в шутку именовал себя «неграмотный Пифагор», однако с поразительной точностью – буквально на глаз – мог измерить любой объём, любую площадь.


Видимо, отец передал свои математические способности дочке.


– По окончании института меня распределили учителем математики и физики в Бутурлиновский район в Карайчевскую семилетнюю школу, – продолжила Мария Александровна, вплотную приблизившись в рассказе к моменту судьбоносной встречи с курсантом военного автомобильного училища Петром Зибровым.


– Карайчевка – моя малая родина, – подхватил разговор Пётр Семёнович. – Родился я в 1927 году в большой семье. Отец был регентом церковного хора, и мне с малых лет нравилось пение, восхищала красота человеческого голоса.


Детство же его оборвалось в трагический для семьи момент, когда началась коллективизация.


– По тем меркам, мы считались середняками, – подчеркнул Пётр Зибров. – Но крытая железом изба-пятистенок, крепкие дворовые постройки говорили об относительной состоятельности. Отец и дед яростно противились: «Умрём, но в колхоз не пойдём». За отказ вливаться в ряды колхозников на семью наложили штраф, а деда приговорили к принудительным работам на лесоповале.


Отец нашего собеседника – Семён Зибров – вызвался заменить отца.


– Его забрали из семьи, где было шестеро детей, – делится воспоминаниями Пётр Семёнович. – Со двора свели всю скотину. Из дома вынесли буквально всё, включая хромовые сапоги, женские рубахи. Скатерти и те со столов срывали, шомполами протыкали в сенцах пол: искали спрятанные вещи. А отец отправился на лесоповал в тощей фуфайке, в жалкой шапчонке. Там он подхватил туберкулёз, вернулся домой больным. И вскоре умер. Мать осталась одна с оравой ребятишек. Мы жили дружно, и у всех с раннего детства была страсть к учёбе и к занятиям спортом.


Для самого Петра Зиброва примером спортивной выправки и отваги стали советские офицеры из отряда, располагавшегося в Карайчевке в годы Великой Отечественной войны.


– Смотрел на них – и думал лишь об одном: стать таким же сильным, отважным, подтянутым, – заметил Пётр Семёнович. – Поэтому и жизненный выбор дался мне легко: поступил в военное училище. А второй половиной – уже судьба наградила.


В сорок восьмом Пётр Зибров поступил в военное училище, а через два года уже курсантом приехал в отпуск в родное село. «Случайное» знакомство с будущей супругой произошло, словно в кино. Столкнулись на почте, где работала родственница Марии Александровны, задумавшая познакомить молодых.


– Я зачем-то сказала, что меня зовут Ульяна, – засмеялась Мария Александровна, – А он в ответ: «А я – Семён». Такая вот игра была. Конечно, мы уже присматривались друг к другу и точно знали, как кого зовут.


Знакомство переросло в бурную переписку. А в 1952 году Пётр Зибров сделал Марии Калининой предложение, получил положительный ответ, и вскоре они стали мужем и женой.


– Свадьбы как таковой не было, – заметил подполковник в отставке. – Скромный вечер с родственниками, а следом – мой отъезд в Польшу к месту несения службы.


Женам военных поначалу не разрешали выезд за границу. Больше года молодая супруга жила в ожидании встречи с мужем. А в ноябре 1953 года свершилось: дали добро на воссоединение семей военнослужащих и, начиная с этого момента, супруги Зибровы уже не расставались, вместе преодолевали все сложности армейской жизни.

Находить во всём радость!

В 1955 году в семье Зибровых случилось важное событие – родился сын Игорь.


– Яслей не было, и я оставила работу, чтобы находиться с сыном, – продолжает Мария Александровна. – В это время мы жили при школе, где в отдельном крыле располагались комнатки для семей офицеров.


Очень скоро Мария Александровна снова встала у школьной доски, чтобы учить детей. В это же время Пётр Семёнович продолжил нести службу в батальоне, который обслуживал лётный состав. Открыв в себе творческий дар, Пётр Зибров выступал на газетных страницах с заметками о жизни военной.


А вскоре судьба совершила крутой вираж, и семья Зибровых отправилась к новому месту службы – на Дальний Восток. А следом – учёба Петра Зиброва на заочном отделении Московского государственного политехнического института, учёба Марии Зибровой в Уссурийском государственном педагогическом институте.


– Было непросто, но именно такие моменты и закаляют семью, – уверена Мария Александровна. – Делают её крепкой, зрелой.


– Жили, помогая друг другу, – продолжает Пётр Семёнович. – Настраивались на то, чтобы в любых переменах видеть хорошее. Только хорошее.


Реплика нашего собеседника неслучайна. За годы службы Петру Зиброву и его семье пришлось совершить восемь переездов.


– Свидница, Легница, Шпротава, Кремово, Воздвиженка, Посьет, Хабаровск и, наконец, Воронеж, – перечислила Мария Александровна точки на карте, вспоминая, как порой не успевали разгрузить контейнер с вещами, а уже нужно было снова перемещаться и налаживать быт, создавать уют на новом месте.


Но каждый раз, куда бы ни переезжали Зибровы, принцип был такой: «В любом месте находить преимущества!»


– Радовались, как дети, грибным местам, – поделился Пётр Семёнович. – Или отмечали прекрасные условия для лыжных прогулок.


– В Посьете, в заливе Тихого океана, впервые увидели на берегу морских ежей, – подхватила Мария Александровна, – и удивительной красоты бухту, в которую заходили корабли.


А ещё им помогала увлечённость работой. За плечами у Петра Зиброва – десять лет службы в Польше, девять лет в Приморье и шесть лет в Хабаровске. Педагогический талант Марии Зибровой – основа её уникального педагогического стажа, который насчитывает 60 лет!

Что заряжает энергией

В активе у Марии Зибровой звания «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда», многочисленные грамоты и благодарности.


Сияют на военном кителе подполковника в отставке Петра Зиброва медали «За отвагу», «За боевые заслуги». За доблестную службу в Вооружённых силах огромной страны Пётр Семёнович удостоен более десяти государственных наград. С большой отдачей вплоть до 1994 года он трудился в жилищном отделе Левобережного района. И в выполнение каждого порученного дела вносил армейскую чёткость, организованность, ответственность.


Гордость четы Зибровых – сын Игорь, окончивший Московский институт стали и сплавов, а также аспирантуру в Институте кристаллографии Российской академии наук, внучка Анна, а теперь и правнучка Мария.


– Сейчас Игорь работает в Научно-исследовательском институте физики высокого давления (Троицк), – отметил Пётр Семёнович. – Его жена Ирина – кандидат химических наук. Но жизнь распорядилась так, что ей довелось получить ещё одну специальность – выучиться на бухгалтера. В 90-е годы наука терпела настоящее бедствие: разорялись институты, распродавались целые лаборатории. Научные работники теряли почву под ногами. В итоге выстояли только те, кто фанатично был предан науке. Сейчас у Игоря всё в порядке. Мы рады за него. Рады за внучку Анну, которая нашла себя в качестве переводчика с польского языка. Рады за их с супругом Павлом семейную пару, подарившую нам чудесную правнучку Машеньку, и всегда ждём их в гости.


На вопрос, как удаётся столько лет хранить семейный союз, а главное – любовь и нежность, Пётр Семёнович со свойственным ему юмором ответил так:


– На этот счёт есть притча о том, как царю Петру Первому представили семью, в которой было 100 человек. Царь удивился и спросил главу семейства, на чём зиждется крепость такой семьи. Ответ был прост: «На терпении, царь-батюшка!»


Мария Александровна как опытный психолог пояснила:


– Я никогда не вмешивалась в дела мужа. Особенно в те, что касались его службы. Мне хватало того круга забот, которые всегда ложатся на плечи жены офицера: оберегать от ненужных хлопот, во всём поддерживать, следить, чтобы муж всегда выглядел достойно.


Свою миссию Мария Александровна продолжает и сегодня. Режим дня – спартанский, что, по мнению нашей собеседницы, помогает быть в хорошем тонусе. Физическая активность – ежедневная. Питание – здоровое и умеренное. Интеллектуальные нагрузки – обязательные. В целом у четы Зибровых есть чему поучиться и тем, кто намного моложе наших собеседников.


– Чтобы в зрелом возрасте чувствовать себя бодрым, первое, что нужно, – приучить себя рано вставать, – поделилась Мария Александровна. – Я просыпаюсь в полчетвёртого утра, делаю тибетскую гимнастику – 13 упражнений в постели для ленивых. Потом – дыхательную гимнастику по Стрельниковой: всего – 596 движений. Затем – упражнения для всех групп мышц. И в 5. 50, при любой погоде, выхожу на пятикилометровый маршрут в парк.


Пётр Семёнович всю жизнь был заядлым волейболистом. Сегодня не так физически подвижен, но с тибетской гимнастикой тоже на «ты». В тёплое время года с удовольствием занимается на даче, где супруги выращивают одних томатов восемь сортов.


– Самые удивительные помидоры – сорта «жираф», – пояснил Пётр Семёнович. – Они хранятся свежими вплоть до нового урожая. Перед началом посадочного сезона приезжайте к нам, мы охотно поделимся с вами семенами.


Ожидание весны, радостные чувства от встречи с сыном, внучкой, правнучкой – вот то, что заряжает энергией. Жизнь двоих близких по духу людей. Жизнь пары, ставшей примером для тех, кто думает, что быть вместе 64 года, – это – просто.


Мария и Пётр Зибровы. Фото Михаила Вязового

Источник: газета «Коммуна», №8 (26652) | Вторник, 31 января 2017 года

.

Подробнее читайте на ...

пётр мария александровна семёнович марии петра отец супруги