Солнце в капле мёда золотого

Солнце в капле мёда золотого
фото показано с : communa.ru

2018-8-14 20:51

Человек и его дело | В Кантемировском районе живёт и трудится подвижник отечественного пчеловодства, хорошо известный за пределами региона и даже за рубежом Пчеловод Виктор Украинский щедро делится опытом.


Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.

«Вы едете к потомственному пчеловоду, тонкому знатоку своего дела, который болеет за него сердцем и душой», – напутствовал журналистов «Коммуны» наш проводник – руководитель отдела развития сельских территорий Администрации Кантемировского муниципального района Воронежской области Александр Прищепин. И после этих слов мы жарким летним днём отправились в село Писаревка в гости к известному на весь район фермеру Виктору Украинскому.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Крестьянско-фермерское хозяйство Виктора Украинского, а точнее – пасека, расположена в необычном месте. Само по себе оно пригодилось бы в качестве декорации к красивому фильму.


«Когда-то на этих землях жил и хозяйствовал пан Прутченко», – начал рассказ Виктор Украинский, и как опытный экскурсовод сразу же погрузил нас в красивую легенду о достопочтенном пане, владевшем в Писаревке большими угодьями, державшем здесь конюшню, пасеку, да и много чего ещё. Хрустальную тишину летнего утра нарушали редкие звуки. Тень прежнего хозяина, казалось, отбрасывали старые деревья сада. А над поляной с ульями стояло облако медвяного аромата.

Семейное дело в старинной усадьбе

В доме – наследии пана Прутченко – было прохладно, оно и немудрено – стены здесь основательные, каждая толщиной около метра. Внутри этого исторического здания нас ждал сюрприз – великолепие технической мысли XXI века в виде новейшего оборудования для пчеловодства.


– Машины польского производства, – поймал наш взгляд Виктор Украинский.


В этот момент подумалось, что рачительный пан Прутченко, в усадьбе которого доверено работать технике, был бы чрезвычайно доволен таким отношением к делу.


– Вот – бытовка, а вот – зал для откачки мёда, – с явным удовольствием рассказывал Виктор Николаевич. – До нынешнего года работали по старинке, дедовским способом. Теперь в нашем распоряжении станок для распечатки сот от компании «Лысонь». Вот сюда подаётся рамочка с мёдом, затем она на цепях уезжает в аппарат, опускается на ножи, которые делают свою работу – снимают забрус (восковые крышечки, которыми запечатан мёд), он падает в станок для отжима. После этого мы получаем отжатый воск (забрус) и забрусовый мёд. Распечатанные рамки идут в медогонку, откуда мёд выходит уже через сита и разливается в ёмкости для хранения. Пчеловоду уже не надо, как в прежние времена, колотиться – мёд фильтровать, отцеживать… Кому, как не нашему собеседнику, помнить о прежних временах? Пасека для него – семейное дело.


– Мой отец, Украинский Николай Мефодьевич, в своё время работал пчеловодом в колхозе «Победа», и мы – три его сына – тоже держим пчёл, – поделился Виктор Украинский. – В 1989 году, я как пришёл из армии, так разведением медоносных пчёл и занялся. В 1992 году у меня уже была своя пасека. С тех пор её поэтапно развивал, и к началу этого года перевёл в статус крестьянско-фермерского хозяйства, вложил все заработанные средства в приобретение здания, покупку ульев, рамок, вощин, а теперь вот и такой сложной техники. Дело остаётся семейным: мне помогает жена, ребёнок тоже с нами трудится. Только на откачку мёда приглашаем помощников.

И пчёлы в работе, и хозяин пасеки

Продолжили разговор уже за чаем с душистым мёдом из разнотравья, в котором угадываются нотки чабреца и слегка терпкий горчичный вкус. Аромат – божественный!


– Приспосабливаем помещение под наши нужды, – отметил Виктор Николаевич. – Вложения требуются немалые. Пока движемся небольшими шагами: что-то грунтуем, что-то – красим. Главное – смогли полностью газифицировать хозяйство, привести в соответствие с санитарными нормами.


На пасеке содержится 350 пчелиных семей. Экскурсию начали с ухоженной площадки, на которой на поддонах располагаются ульи с маточным поголовьем.


– Развиваем два направления, – рассказал Виктор Украинский, – поддонное и павильонное. В первом случае ставим ульи на пластиковые поддоны. Они – долговечные, не гниют. На одном поддоне у нас стоят по четыре улья. К некоторым сделали пластиковые крышки – наше изобретение.


К павильонному направлению шли постепенно. После того, как почти всё уже перепробовали, сделали вывод, что это – наилучшая технология содержания пчёл. Кассетный изотермический пчелопавильон вместимостью 150 пчелосемей у нас закреплён на полуприцепе 15 метров длиной, который транспортируется тягачом «МАЗ». Там предусмотрены все условия для работы и автономного длительного проживания, то есть кочевки за медоносами. Сегодня, допустим, гречиха цветёт. Мы переехали на поле, и пчёлы в работе. Через несколько дней зацветает подсолнух, и мы уже перегнали пчелопавильон на поле подсолнечника. Тот, кто много лет загружал-выгружал с машин тяжёлые ульи, такой способ пчеловодства полюбит раз и навсегда.


К слову, пасека на поддонах также способна своевременно подвозиться к медоносам: на новом тракторе «Беларусь» закреплён вильчатый погрузчик, с помощью которого происходит погрузка поддонов с ульями.

В природе всё взаимосвязано

Продемонстрировал нам Виктор Украинский и имеющийся в хозяйстве передвижной цех для откачки мёда – изотермический полуприцеп 13 метров длиной, оснащённый современным оборудованием и способный в полевых условиях питаться от солнечных батарей и бензогенератора.


– Занимаемся продажей пчелопакетов (так называются пчелиные семьи, способные собирать мёд. – авт. ), – продолжил наш собеседник. – Готовы занять и ещё одну, пока что недостаточно оценённую нишу – разведение пчёл для опыления сельскохозяйственных культур в целях повышения их урожайности.


Интересный факт: на Западе в 80 процентах случаев занимаются пчёлами именно для опыления.


– Если пчела поработала по растениям, их урожайность возрастает на 30 процентов, – заметил Александр Прищепин. – А в некоторых случаях и ещё выше.


К слову, в прошлом году руководитель одного сельскохозяйственного предприятия, на территории которого находился павильон с ульями, смог убедиться в этом лично и горячо благодарил Виктора Украинского за столь неожиданную помощь.


– Здесь есть ярко выраженный взаимный интерес, – подчеркнул опытный пчеловод. – Единственный момент: государству следует более жестко контролировать соблюдение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 1. 2. 10. 77 -01 от 8. 11. 2001 года), где прописаны меры, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и окружающей его среды. В нормативах чётко указано, что авиаобработка в пятикилометровой зоне от стационарных пасек – запрещена. За этим надо строго следить, чтобы не получилось, как у наших соседей на Украине, где неразумным использованием ядов перетравили пчёл. А ведь в природе всё взаимосвязано. И пчела нужна, без неё ничего не будет.


И главной ценности – натурального мёда – может не стать. Сегодня, что греха таить, его вкус многие уже и подзабыли: покупают в супермаркетах под видом мёда суррогат – разведённый китайский порошок. Приобрести в большом городе качественный натуральный мёд не так просто. Потому и болеет душой за свой продукт и его потребителей Виктор Украинский. Пчеловод с тридцатилетним стажем щедро делится профессиональными секретами в Интернете, в частности, ведёт свой канал на YouTube, где выложенные им ролики набирают до 70 тысяч просмотров. Общаясь с пчеловодами из разных областей и даже стран, Виктор Николаевич обсуждает все насущные вопросы пчеловодства. А самый насущный лично для Виктора Украинского, и в целом для его дела – строительство цеха для фасовки мёда, что позволит создать замкнутый цикл производства целебного продукта – от поля до прилавка.

Источник: газета «Коммуна» | № 62 (26809) | Вторник, 14 августа 2018 года


.

Подробнее читайте на ...

виктор украинский мёда мёд пчёл пчеловодства пасека всё