
2015-11-27 06:55 |
Семья | Дом Валентины и Сергея Морозовых пропитан счастьем. И любовью. А ещё теплотой и сердечностью. Чтобы всё это понять и прочувствовать, достаточно лишь поймать взгляды детей и родителей, заметить мимолётные прикосновения друг к другу, уловить интонации разговора Центр этой вселенной – Валентина.
Мама. Жена. Бабушка. В их большой семье – одиннадцать детей. Восемь девочек и три мальчика. Самой старшей – Оксане – 32 года. За ней идут Марина – ей 29 лет, Дине – 27, Вике – 26, Александру – 24, Алине – 22, Мише – 20, Рите – 17, Юноне – 15, Софье – 12 лет. А младшему – Диме – в январе будущего года исполнится десять лет.
Тамара Гашимова
г. Нововоронеж
– Познакомились мы с Сергеем 35 лет назад здесь, в Нововоронеже, на танцах, – смущаясь, начинает рассказ о своей семье Валентина Сергеевна. – Я заканчивала школу, он учился в энергетическом техникуме. Потом по распределению работал в Москве, Кишиневе. Вернулся в Нововоронеж, и в 1983 году мы поженились. Я в семье – одна, у его родителей – трое детей.
Первое время Валентина работала в филиале Воронежского завода полупроводниковых приборов. Родила первую дочь, потом ушла в декрет со второй. . . Жили в трехкомнатной квартире её дедушки, вплоть до 2003 года. Когда в семье родился десятый малыш, Сергей Викторович по примеру друзей, тоже многодетных, написал письмо Валентине Матвиенко. Вскоре Морозовым от АЭС выделили эту четырехкомнатную квартиру.
– Сейчас с нами живут четверо, трое – Марина, Вика и Саша – переехали в «трёшку», – продолжает Валентина. – До рождения первой дочери мы относились к тем, кто знает, что Бог есть, но не живут по Божьим законам. К Богу пришли через несколько лет. Я же настоящей матерью ощутила себя только с рождением третьего ребенка.
Говорит просто, слегка волнуясь. Не понимает, почему журналисты областной газеты приехали именно в их семью. Обычную, по её меркам, ничем не примечательную.
На небольшом кухонном столе — бутерброды, печенье, конфеты. Для нас. Мы же с дороги.
Наливает чай и снова – о детях. У Оксаны, она швея по профессии, двое ребятишек – Тамила и Артем семи и пяти лет. Марина и Дина закончили Нововоронежский энергетический техникум с красным дипломом, затем Международный институт компьютерных технологий (МИКТ). Обе устроились работать по специальности в Сосновом Бору Ленинградской области. Младшая и сейчас там трудится, вышла замуж. Старшая же вернулась домой и устроилась на Нововоронежскую АЭС. Вика в этом году закончила Бобровское училище культуры. Саша вслед за старшими сестрами получил высшее образование в МИКТе, отслужил в армии и работает инженером на атомной станции. Туда же и Алина пришла после окончания энергетического колледжа. Миша учится на третьем курсе исторического факультета Воронежского педагогического университета. На выходные приезжает к родителям. Остальные – школьники: Рита – в одиннадцатом классе (она пока не определилась в выборе профессии), Юна – в девятом, Соня – в шестом, а Дима – в четвертом.
Потихоньку дом начинает заполняться детьми. Знакомимся: Вика и Рита.
– Живём на два дома, то мы к родителям, то они к нам, – подхватывает нить разговора Вика. – Сами ведём хозяйство. В большой семье лентяев быть не может. Мне кажется, когда дети что-то делают для блага своей семьи, у них в голове «сквозняка» не возникает. Я, например, постоянно нянчилась с малышами, и мне это очень нравилось. Сейчас Рита и Юна помогают старшей сестре возиться с её малышами. Соня – уникальный ребенок, поёт чуть ли не с пеленок, учится в музыкальной школе. Дима – большой фантазёр, постоянно в движении, что-то придумывает, собирает-разбирает.
– А вы не устаёте друг от друга?
– Иногда ссоримся, но без злости, – улыбается Вика. – Сильных обид никогда не было, через пару минут друг у друга прощения просим. Родители нас приучили: поступайте с людьми так, как хотели, чтобы поступили с вами. Нельзя жить вместе и не любить друг друга.
– Считается, что чем больше детей, тем семья бедней, так ли это? – это уже вопрос маме.
– Конечно, с рождением детей расходы становятся значительней, но не зря в народе говорят: «Если Бог даёт ребенка, то даст и на него». Главное, верить, что всё будет хорошо, и тогда всё получится. Раньше мой папа помогал, да и всегда рядом находятся добрые, отзывчивые люди. И мы не сидим сложа руки. Муж работает на атомной станции, старшие тоже при деле. В 90-е годы шила много, тогда это выручало. В семье две машины – старенькие «Жигули». Одну дед подарил, на вторую папа наш умудрился накопить. Есть небольшой огород, овощи выращиваем. Недавно нам выделили участок в восемь соток для строительства дома. Но денег на стройку пока нет.
– Чем ещё государство вам помогает?
– Мы не считаемся малоимущими, – говорит Валентина Сергеевна. – У мужа – зарплата и пенсия, у меня – пенсия. На троих младших детей доплачивают по семьсот рублей. Так что в «минималку» вписываемся. Школьников кормят бесплатными обедами. Основную часть учебников получаем в библиотеке, остальные – покупаем. Раньше, когда шестеро в школу ходили, трудней было. Несколько лет назад нам выделили микроавтобус. Хорошо, но гаража нет, и обслуживать дорого. Поэтому мы его и продали. В минувший понедельник вместе со знаком «Пьедестал почёта — Матери земли Воронежской» вручили сертификат для покупки бытовой техники на четыре с половиной тысячи рублей и сертификат на посещение музеев. Спасибо за это. Только вот на празднике назвали меня матерью-героиней, но звания этого мне так в своё время и не дали.
И снова Валентина знакомит нас со своими ребятишками.
Дима с лукавыми искорками в глазах жалуется на то, что мама постоянно заставляет что-то делать: то уроки учить, то порядок в комнате наводить, то посуду мыть. . .
– Самое трудное, когда старшие сестры и братья только тебя учат и учат, – признаётся мальчишка. – Люблю гонять в футбол. Когда хочу гулять, а не пускают, беру ведро с мусором и… Но с Мишей, когда он приезжает, уже не побалуешься.
Соня четвёртый год занимается на народном отделении музыкальной школы.
– Мне нравится народная музыка, танцы, – говорит девочка. – Недавно нам подарили электронное пианино. Когда вырасту, буду работать с детьми, учить их музыке.
…На окнах — цветы. Одна из комнат принадлежит Валентине Сергеевне и Соне. Тут же в аквариуме живёт двухлетняя черепаха Моника Софьевна. В другой комнате хозяйничают Рита и Юна. В третьей – Дима и Миша. Папа облюбовал гостиную.
– И я мечтаю о большой семье, в которой будет больше пяти детей, – признаётся Рита. – Сейчас нас меньше в родительском доме, но всё равно мы– одно целое. До сих пор.
– Ваша мама — она какая? – спрашиваю всех четверых.
– Добрая, справедливая, мы для мамы словно прозрачные: всё видит и знает о нас, – уверена Вика.
– Мы и так всё ей рассказываем. Иногда, когда набедокурим, не разговаривает с нами, – признаются младшие.
– Для меня – это страшно, я нуждаюсь в ней постоянно, – добавляет Рита. – Стараюсь её не огорчать.
Каждое утро мама Валя просыпается в половине шестого.
– Молюсь, чтобы Бог дал сил и мудрости, научил, как с детьми себя вести, любви, – делится она. – Потом начинаются ежедневные хлопоты: накормить, проводить в школу, на работу. Никакого секрета в воспитании нет. Надо с первых дней принять ребёнка как личность и общаться с ним только на равных. Наказывать можно только в спокойном состоянии и обязательно объяснять, за что.
Второго декабря у Морозовых — праздник. Мамин день рождения. Прошлогодний младшая детвора до сих пор вспоминает с придыханием. А старшие обещают, что нынешний затмит все предыдущие. И готовят для главного в своей жизни человека большой сюрприз. Она же до последнего ни одной черточкой на лице не покажет им, что их секрет уже давно ей известен. И продолжит молиться за Риту, которая в этот же день будет писать выпускное сочинение.
Фото Михаила Вязового.
Часть большой семьи Морозовых: Софья, Валентина Сергеевна, Дима, Рита и Вика. Собрать всех не удалось. У Оксаны – своя семья. Сергей Викторович, Марина, Саша и Алина были на работе. Миша – в Воронеже, Дина – в Серебряном Бору, ну а Юна – в школе.
Источник: газета «Коммуна», №137 (26526) | Пятница, 27 ноября 2015 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...






