Тайна гибели линкора разгадана

2015-12-4 06:45

Отечественные записки | В Воронеже, как и во многих других городах России, состоялись памятные мероприятия в честь 60-летия гибели линкора «Новороссийск» В Успенском Адмиралтейском храме прошла панихида в память о погибших на флагмане Черноморского флота моряков-воронежцев.

В поминальном списке – имена 28 уроженцев Воронежской области.

Виктор Абрамов

А в Центре военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» состоялась конференция, которая открылась с показа документального фильма «Тайны века». Родственники погибших моряков, ветераны Вооружённых сил, курсанты института ФСИН и МЧС почтили минутой молчания память членов экипажа затонувшего линкора в результате взрыва в Севастопольской бухте 29 октября 1955 года. По разным данным, во время трагедии погибло от 616 человек, как членов экипажа, так и участников спасательной операции с других кораблей.


Гибель линкора «Новороссийск» стала одной из крупнейших военных катастроф в мире. Мощный взрыв в носовой части правого борта раздался в половине второго ночи. На линкоре в тот момент находилось более полутора тысяч человек. Как потом выяснилось, он был такой мощности, что пробил насквозь многопалубный бронированный корпус линкора. В громадную, более 150 квадратных метров, пробоину хлынули потоки забортной воды. Около семи тысяч тонн морской воды в одночасье заполнили корабль.


Линкор планировали отбуксировать на ближайшую отмель, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко отдал приказ приостановить буксировку. Когда её попытались возобновить, было уже поздно. Носовая часть линейного корабля села на грунт.


Менее чем за три часа корабль лёг на левый борт и затем в течение минуты перевернулся вверх килем, воткнувшись мачтами в грунт. Все, кто находился на палубе, попадали в воду и были накрыты корпусом судна.


О причинах гибели линкора «Новороссийск» долгое время замалчивали. Завесу тайны приоткрыла газета «Правда», первая сообщившая 15 мая 1988 года о катастрофе. За 60 лет с момента трагедии написано много книг и статей. Все эти годы официальная версия – взрыв донной немецкой мины – не устраивала почти никого.


Не устраивала она и моих друзей – Владимира Блашенцева и Николая Усенко. Один служил дальномерщиком на линкоре, другой артэлектриком. Им чудом удалось спастись в тот роковой день. Ещё в конце 60-х в ходе одной из встреч Усенко рассказал мне о том, что после лечения в госпитале он служил рассыльным у адмирала Уварова и слышал из разговоров офицеров флота, что гибель «Новороссийска» – это дело рук итальянских морских диверсантов.


В пользу этой версии говорит и то, что диверсанты были хорошо знакомы с акваторией бухты (во время войны отряд базировался в портах Крыма) и устройством линкора: для взрыва было выбрано одно из самых уязвимых мест днища, не прикрытое противоминной защитой, – возле носовых артиллерийских погребов главного калибра.


В поисках ответа на вопрос, как же такое могло случиться, мне пришлось перелопатить немало архивных документов, циркуляров, директив. Но самые ценные свидетельства о произошедшем получил, общаясь с ветеранами линкора «Новороссийск». Многое мне дала переписка с Ольгой Васильевной Матусевич. Её муж – капитан третьего ранга Ефим Матусевич на тот момент исполнял обязанности командира БЧ-5. Он до конца выполнил свой воинский долг. За два с половиной года она прислала мне много статей, фотографий, сообщила адреса родственников погибших моряков – уроженцев Воронежской области.


В подтверждение факта диверсии говорит ещё и такой факт. Бывший боцман торпедного катера П. Селивёрстов в 1964 году был в Алжире, где в порту тренировались военные итальянские водолазы. По его словам, к нему «подошёл алжирец, кивнул на одного итальянца и сказал: «Вон тот взорвал ваш линкор, хвастался среди наших офицеров, что, мол, отомстил за честь итальянского флота».


Разгадка тайны гибели «Новороссийска» приблизилась в 2013 году. Неожиданно ветеран группы боевых пловцов Уго Д'Эспозито признался, что: взрыв линкора совершили пловцы итальянского подразделения «Гамма». В интервью ряду печатных изданий Эспозито рассказал, что диверсионная группа прибыла на мини-подлодке. В декабре того же года итальянский журналист и писатель Лука Рибустини представил сенсационный документ, подтверждающий, что советский линкор «Новороссийск» в 1955 году был действительно взорван итальянскими диверсантами.


В сопроводительной записке к телеграмме, которую нашёл Лука Рибустини в государственном архиве, есть все доказательства того, что уже в 1949 году, за шесть лет до взрыва «Новороссийска», Правительство Италии знало о готовящейся атаке. В телеграмме упоминается 10-я штурмовая флотилия МАС – элитное подразделение подводных диверсантов, которыми руководил князь Юнио Валерио Боргезе.


Это он в 1949 году открыто заявил: «Ни один итальянский корабль не будет служить под флагом большевиков». А «Новороссийск» был построен в Италии в 1910-1914 годах и первоначально назывался «Джулио Чезаре».


Итальянские пловцы во времена войны считались лучшими в мире. Бесшумное оружие, управляемые торпеды, уникальные гидрокостюмы – те самые «необходимые средства», о которых идёт речь в телеграмме от 1949 года. К мемуарам и воспоминаниям ветеранов теперь добавились настоящие доказательства. В этих документах есть всё, чтобы, рассказывая о «Новороссийске», перестать использовать слово «версия».


На основании доклада правительственной комиссии командованием Черноморского флота в ноябре 1955 года были отправлены представления о награждении орденами всех погибших моряков. Но награждение так и не состоялось.


Писатель Борис Каржавин, собирая материалы для книги, в 1991 году обнаружил «исчезнувшие» наградные листы в Центральном военно-морском архиве. Только через 44 года справедливость восторжествовала. Поскольку к тому времени уже не было ни государства, под военно-морским флагом которого погиб «Новороссийск», ни советских орденов, все «новороссийцы» Указом Президента России от 5 июля 1999 года были награждены орденами Мужества. Всего было награждено 716 моряков, причём 613 – посмертно.


За последние пять лет ушли из жизни бывшие члены экипажа линкора «Новороссийск» Александр Перелыгин, Иван Сапронов и Николай Усенко, проживавшие в городе Воронеже.


На конференции, прошедшей в честь 60-летия гибели линкора «Новороссийск», не всех устроила новая версия об итальянском следе, но в одном мнения сошлись – экипаж совершил настоящий подвиг, борясь за спасение своего корабля.

Источник: газета «Коммуна», №140 (26529) | Пятница, 4 декабря 2015 года

.

Подробнее читайте на ...

линкора новороссийск гибели погибших корабль флота моряков тайны