«Не так страшен ИГИЛ, как его малюют»

2015-12-21 14:52

Аналитика | Особенность уходящего года – усиление терроризма во всём мире. В какой мере эта негативная тенденция отразилась на Воронежской области? Слава Богу, наш областной центр не сотрясала череда террористических актов, как это было в 2004 году (в результате взрывов, совершённых на остановках общественного транспорта 19 февраля, 19 и 26 июля, один человек погиб, семеро получили ранения.

«Герой того времени» – боевик с Северного Кавказа Максим Панарин). Зато в 2015 году гремели информационные «взрывы», вроде этих: «В Воронежской области студент финансировал исламский терроризм» (7 мая), «25-летнюю жительницу Воронежа нашли в рядах ИГИЛ» (22 июня), «Воронеж становится центром активности ИГИЛ» (2 июля)…

Николай Старых

Вот же, страсти-мордасти!

Давний «народный эксперт» «Коммуны» Василий Петрович Пилипчук – бывший работник авиационного завода и мой сосед-пенсионер удивлён:


– Подумать только: «Воронеж становится центром активности ИГИЛ»! А на основании чего такой вывод сделан? Я почитал – и вижу, что автор исходил всего лишь из двух фактов. Первый из них: 18-летний студент-медик из Острогожска собирал через интернет средства «на джихад». Второй: 25-летняя уроженка Воронежа уехала в Сирию, прошла там исламистскую подготовку и занималась вербовкой боевиков в ряды ИГИЛ, опять-таки – через Интернет. Обобщения, конечно, нужны, но и палку перегибать не надо.


В то же время Петрович полностью одобряет «принципиально важное» мнение воронежского политолога Антона Евстратова (36on. ru):


– Огромное значение имеет выявление конкретных причин вступления граждан в ряды радикалов, квалифицированные психологические исследования и дальнейшая работа по их итогам, выработка рекомендаций. К сожалению, зачастую такая деятельность не ведётся должным образом именно в регионах – даже в таких крупных и значимых, как Воронежская область. В результате правоохранительным органам и спецслужбам приходится заниматься не только своей непосредственной работой, но и выступать своеобразными заменителями иных структур. Вместе с тем очевидно, что именно сейчас, как никогда ранее, актуально создание самого широкого (территориально, организационно) антирадикального и антиэкстремистского фронта.

Воронеж – город вузовский

Журналистская практика последних лет показывает, что в ходе интервью на тему терроризма и экстремизма официальные должностные лица непременно ссылаются на «богатый опыт» Межконфессионального совета при Воронежской областной Думе. По сути, этот опыт таковым и является, в чём большая заслуга ветерана КГБ Анатолия Никифорова, являющегося секретарём Совета. 26 октября руководителем Совета стал близкий к наиболее рисковой группе нашего населения – студенческой молодёжи – человек: 37-летний ректор ВГАСУ Сергей Колодяжный. На этот посту он сменил Игоря Суровцева, возглавлявшего Совет последние пять лет.


Воронеж – город вузовский; образно, другим регионам Черноземья не угнаться за нами по количеству учебных заведений, особенно тех, в которых обучаются иностранцы – так повелось с советских времён.


Представьте себе, только иракцев у нас обучается около двухсот человек. Кстати, в воскресный день 13 декабря они провели разрешённую властями акцию у кинотеатра «Пролетарий». Митингующие эмоционально призывали Владимира Путина помочь их родине в борьбе с террористической угрозой и «оккупантами из Турции». Студентов поддержали члены воронежского Народно-освободительного движения. Обратите внимание: закончилось мероприятие в духе традиций радикализма: сожжением знамён ИГИЛ и флага Турции.


В учебных заведениях нашей области внимание к антитеррористической работе заметно усилилось в силу того, что случилось ЧП: спецслужбы выявили, а Острогожский районный суд приговорил к одному году колонии общего режима того самого 18-летнего студента-медика, который «финансировал исламский терроризм», пособничая своему брату, уехавшему в Сирию.


Однако если судить по Интернету, Воронежу не лишне присмотреться хотя бы к Екатеринбургу. Там Совет ректоров вузов обобщает лучшие наработки и выявляет проблемные вопросы; проректоры мониторят студенческие настроения и соцсети; преподаватели и студенты Уральского горного университета разработали и издали методическое пособие «ИГИЛ – это не ислам» (его распространили даже в мечетях и других вузах области и соседних регионов); студсовет УГУ выступил с инициативой – провести просветительские лекции и интерактивные мероприятия для студентов всех вузов Свердловской области…


– Да, сегодня вечерами дружбы и памятками по терроризму на вузовских сайтах не обойтись, – комментирует «народный эксперт» Петрович. – Нужны новые подходы.

Совет на весь белый свет

Вернёмся к Межконфессиональному совету при Воронежской областной Думе. 15 декабря под руководством его нового председателя Сергея Колодяжного состоялось заседание с повесткой дня «О повышении роли конфессий в предотвращении террористических актов и иных проявлений экстремистского характера».


В заседании принял участие председатель облдумы Владимир Нетёсов. Он заверил, что «в Воронежской области запланированы дополнительные меры по повышению эффективности взаимодействия органов власти различного уровня по противодействию терроризму». Присутствовали представители различных конфессий, диаспор, Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, силовики и правоохранители.


Способен ли консультационный совет даже при таком представительстве сполна выполнять те задачи, о которых говорил политолог Антон Евстратов, – этот вопрос дискуссионный.


Тем не менее начальник отдела по надзору за исполнением законов и федеральной безопасности в межнациональных отношениях, противодействию экстремизму и терроризму Прокуратуры Воронежской области Олег Паршиков доложил на декабрьском заседании Совета об оперативной обстановке в регионе в сфере террористической безопасности.


В частности, в ходе недавнего мониторинга сотрудники прокуроры выявили в Интернете сразу четыре подозрительных сайта – на них нелегально продавали боевое оружие и рассказывали, как изготовить взрывные устройства (естественно, приняты меры к их блокировке). А главное, «деятельность ряда группировок продолжает оставаться серьёзным фактором, угрожающим безопасности».


В общем, «Совет, прими совет»: засучивай посильнее рукава!


К слову, а как относиться к тому, что 30 июня 2015 года на сайте Воронежской областной прокуратуры (prokuratura-vrn. ru) было размещено сообщение: «Проблематика межнациональных отношений не является острой для нашего населения»? В подтверждение оптимистичного соображения приводились социологические данные: 88 процентов граждан по области и 83 процента в городе Воронеже считают такие отношения доброжелательными и бесконфликтными.


В столь высоких цифрах нет ничего удивительного, ведь в виду имелись прежде всего отношения между постоянными жителями региона разных национальностей.

Уберечь свой дом от беды

Если брать во внимание «внешние факторы, влияющие на комфортность среды обитания», то надо признать: существует и даже усиливается озабоченность воронежцев по поводу возможных терактов и вербовки молодёжи в ряды ИГИЛ. Это находит отражение в повседневной жизни.


Так, за январь-октябрь в Воронеже было зарегистрировано лишь два, а в ноябре уже восемь сообщений о подозрительных предметах, обнаруженных в скверах, магазинах, банках, поликлиниках, вузах и других общественных местах (можно только порадоваться, что они не подтвердились). Тому есть объяснение.


Опросы, проведённые социологами ВЦИОМ по всем регионам РФ, включая нашу область, показали: в ноябре террористические опасения выросли на 9 процентов по сравнению с октябрём (с 41 до 50 процентов) потому, что на это повлияли подрыв российского самолёта в Египте и кровавые события в «сверхтолерантной» Франции.


Примечательно, что на всё том же декабрьском заседании Межконфессионального совета слово «толерантность» прозвучало не раз. Узнав об этом, «народный эксперт» «Коммуны» Петрович предался размышлениям.


Во-первых, «просвещённая Европа» донянчилась с пришлыми мусульманами! («Французам толерантность разъела мозг настолько, что у них уже нет сил сопротивляться ни террористам, ни хаосному потоку мигрантов» – так считает известный публицист Егор Холмогоров (rus-obr. ru).


Но с этим можно и поспорить. Во-вторых, никому нельзя ставить свои интересы и веру превыше всего, даже если кто-то не смеет даже пикнуть в ответ, чтобы ненароком не обидеть. В-третьих, у нас не всё так плохо, коль руководители диаспор, исповедующие ислам и другие религии, дружно пришли 15 декабря на заседание Межконфессионального совета и подписали Обращение, осуждающее исламских террористов и их пособников.

С приветом из Сирии

Судя по Интернету, упомянутое обращение привлекло внимание российских блогеров, но не такое, как июньская «сенсационная» новость: «В Сирию выехал бывший имам-хатыб Воронежа!» Впрочем, и о ней быстро забыли.


– А зря забыли, – говорит «народный эксперт» Петрович. – Она ведь даёт весьма полезный материал для «террористической контрпропаганды».


Конечно, нет ничего хорошего в том, что закончивший свою учёбу в Воронежской медакадемии Мохаммад Хассун стал не мирным доктором, а хирургом в Сирийской свободной армии (ССА) – одной из крупнейших повстанческих вооружённых группировок, ведущих вооружённую борьбу против Правительства Сирии в районе Шаама. С другой стороны, бывший имам-хатыб Воронежа хоть и не является сторонником Президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада, но, похоже, кое в чём разочаровался. Он, наверняка, имеет в виду и своих воронежских единоверцев, когда адресуется ко всем русскоязычным мусульманам с предостережением – через социальные сети и другие интернет-ресурсы.


Вот красноречивая и дословная цитата из очередного послания (IslamNews. ru): «Местные жители еле-еле разбираются с ситуацией, поэтому братья по исламу не надо приезжать в Шаам. Джихад защиты в Шааме есть обязательство только жителям Шаама… Хотите помочь? Набирайтесь знаний… помогайте беженцам, больным, и делайте дуа за тех кто здесь»…

Ты и сам не плошай

Вот уж кто точно не терзается никакими сомнениями, так это упомянутая в самом начале материала 25-летняя уроженка Воронежа – Кристина Преснякова, известная теперь как ИншаАллах Гураба. Ей «война и мать родна», а вербовка боевиков в ИГИЛ через Интернет стала для неё обыденным и скорее доходным, чем идейным делом. Вербовщицу особенно интересуют студенты – химики, переводчики, медики. Вполне естественно, что УФСБ возбудило соответствующее уголовное дело, она объявлена в межгосударственный и международный розыск.


Вообще же, авторы брошюры «Страшная сказка ИГИЛ», которая издана в декабре Общественной палатой РФ и предназначена для распространения по всем школам и вузам России, утверждают: 90 процентов завербованных россиян «попались на крючок вербовщиков» в социальных сетях. С этим можно вполне согласиться, если учесть вот какой факт: в ноябре Борисоглебская межрайонная прокуратура пресекла распространение в Интернете экстремистского материала, имевшего на тот момент более 5000 просмотров и прослушиваний. Подобная картина была и в других случаях – когда суд рассматривал заявления и иски прокуроров Коминтерновского, Центрального и других районов города Воронежа.


– Люди в погонах, конечно, молодцы – не дремлют, – комментирует «народный эксперт» Петрович. – Но я хочу спросить: а куда родители, бабушки и дедушки смотрят? Заметь, я вообще запретил внукам сражаться в компьютерные игры – после того, как обратил внимание: во включенной «стрелялке» главный герой – террорист, и его задача – уничтожить охранников, спецназ и полицейских, а в итоге – захватить атомную станцию. Подобных игр – десятки! Понятное дело, их вообще надо удалить из Интернета. Спецслужбам давно пора этим заняться. А с другой стороны, и мы, взрослые, не должны быть беспечными.


К сожалению, порою беспечность проявляется и там, где её в принципе не должно быть. К примеру, областная прокуратура сообщила (prokuratura-vrn. ru): прокуратура Аннинского района внесла представления главам 18 сельских поселений с требованием устранения нарушений законодательства о противодействии экстремизму (14 мая); прокуратура Грибановского района возбудила административные дела в отношении семи организаций, попадающих в зону химического заражения и не соблюдающих законодательство о гражданской обороне (5 октября); прокуратура Коминтерновского района через суд обязала оборудовать системой видеонаблюдения Дом пионеров и школьников (3 ноября); прокуратура города Воронежа пресекла нарушения законодательства об антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса (11 ноября)…


Не все, выходит, у нас напуганы и обеспокоены террористической угрозой.

Вместо заключения

«Народный эксперт» «Коммуны» Василий Петрович Пилипчук:


– СМИ сообщают, что в этом году удалось предотвратить по России 30 терактов. А если бы нет? То-то было бы беды! Путин правильно сказал на днях: надо и впредь не расслабляться, не терять бдительность и совершенствовать все аспекты антитеррористической работы. Это касается и Воронежской области. Что касается политики российского руководства в отношении ИГИЛ, то она обнадёживает. А что особенно согревает душу, так это сообщение о том, что в Сирии исламистских боевиков уничтожают самолёты Су-34, базировавшиеся в Бутурлиновке (riavrn. ru). Это ли не реальная борьба с терроризмом из «наших мест»?!


В общем, не так страшен ИГИЛ, как его малюют.

.

Подробнее читайте на ...

игил области воронежской воронежа петрович совет совета народный