Ваши пальцы пахнут ладаном

2019-6-14 17:38

Дневник Международного Платоновского фестиваля В спектакле лауреата премии «Оскар», кинорежиссёра Жако Ван Дормаля и хореографа Мишель Анн де Мей много танцуют. Но это танцы человеческих пальцев, снятые камерой в небольших декорациях.

Где-то вначале зритель увидит в их исполнении лихую чечётку, а потом выяснится, что пляшут персонажи старого чёрно-белого фильма, который смотрит в кинотеатре под открытым небом один из персонажей. Его тоже играет кисть руки.

Виталий ЧЕРНИКОВ

Большой белый экран – первое, что увидели на сцене зрители, занимая места в Воронежском концертном зале. За экраном бродили, переговариваясь, люди в чёрном. Кто-то держал в руках кинокамеру.


«Холодная кровь», проект коллектива Kiss&Cry (Бельгия, Брюссель) начался почти как «Европа», старый шедевр Ларса фон Триера: с закадрового голоса, погружающего в сон то ли главного персонажа, то ли самих зрителей.


– Вы слышите голос. . . – разнеслось по залу из колонок. – Он считает до трёх. . . На счёт «три» вы заснёте. Раз, два, три… Вы спите. . . Вам кажется, что ничего не изменилось. И тут вы ощущаете запах опавших листьев. Вы чувствуете, как лёгкий ветерок нежно касается вашей щеки. И вот вы уже кто-то другой…


«Холодная кровь» – семь историй про смерть. Иных зрителей само упоминание такого явления в прологе может поднапрячь. Боязно думать про такое – а тут целый спектакль! Однако «Холодная кровь» слишком обаятельно сделана, чтобы пугаться содержащегося в ней послания. Насколько это психотерапевтический спектакль – ответ, конечно, у каждого зрителя свой.


Вначале терпит крушение самолёт; выживут все пассажиры, кроме одного. «Каждый умирает в одиночку», неважно, произошло это в больнице или на многолюдной улице, на войне или при попытке снять лифчик со стриптизёрши. Есть в спектакле и пародия на хоррор – рассказ про маньячку-людоедку, которая в чёрном-пречёрном городе лишилась жизни самым идиотским способом, и история человека, который «пережил всё – войну, напалм, шальные пули, автокатастрофы, рак, Альцгеймер, скользкие ступеньки, психопатов, радиацию, цунами», а умер от аллергии на картофельное пюре.


Практически все происшествия словно заимствованы из номинаций на премию Дарвина, присуждаемую ежегодно лицам, которые наиболее глупым способом завершили свой путь. Но «Холодная кровь» вовсе не про человеческий идиотизм. Может быть, немного про то, как судьба играет человеком. Текст Томаса Гунцига проникнут мрачноватым юмором, но закадровый голос (спектакль озвучил на русском языке Заслуженный артист РФ Анатолий Белый) постоянно даёт понять вкрадчивой интонацией то ли гипнотизёра, то ли психоаналитика: это всё наваждение.


Пальцы танцуют и «умирают» под прекрасно подобранный саундтрек, включающий и песню Лу Рида, и «Болеро», и что-то совсем уж классическое. Но в чудесной музыке можно усмотреть и проблему спектакля. Когда на экране ракета с кистеобразным космонавтом отправляется к звездам под великую песню Дэвида Боуи про космическое происшествие – кого благодарить за подступающую слезу: авторов спектакля или того, кто это спел полвека назад? Хорошо ли, когда на эмоции зрителя режиссер воздействует, включая в нужный момент пронзительный хит? Не слишком ли очевиден ход?


А с другой стороны – чем в этом смысле кинорежиссёр Ван Дормаль отличается, например, от Квентина Тарантино или Дэнни Бойла? Он, будучи большим профессионалом, знает, как дергать за ниточки наших эмоций. И делает это вполне по-голливудски.

Источник: газета «Коммуна» | №44 (26892) | Пятница, 15 июня 2019 года

.

Подробнее читайте на ...

кровь холодная спектакль зрителя способом вначале кто-то играет