
2020-7-31 19:16 |
Медицина | Говорить о второй волне коронавируса пока рано. Однако традиционные сезонные инфекционные заболевания никто не отменял В этом году слово «вирус» стало рекордсменом по упоминаниям и поиску в Интернете.
Понятно, что чаще всего речь идёт о коронавирусе. Однако не стоит забывать и об опасностях, которые представляют собой, скажем так, более привычные для нас вирусы. О том, как ведут себя они на фоне эпидемии COVID–19, а также о ситуации с инфекционной заболеваемостью в регионе, мы попросили рассказать главного внештатного эпидемиолога департамента здравоохранения Воронежской области Ольгу ДУДНИКОВУ.
– Ольга Геннадьевна, что можно сегодня сказать о традиционных для лета инфекционных заболеваниях?
– Ситуация с коронавирусом наложила отпечаток на их течение, потому что поменялся алгоритм поведения жителей региона, снизилась активность передвижений, а вместе с ней количество контактов. Поэтому по итогам первого полугодия, если не брать в расчёт COVID–19, имеем снижение общей инфекционной заболеваемости. На 32 процента меньше по сравнению с прошлым годом количество зарегистрированных острых кишечных инфекций. В конкретных цифрах это на 2500 случаев меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Объяснение прежнее: меньшее количество контактов, меньшее количество работающих точек общепита и торговли.
– А что касается характерных для Воронежской области природно-очаговых инфекций?
– Практически нет у нас в этом году лихорадки Западного Нила. На уровне единичных случаев зарегистрирована геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бореллиоз. Снизилось число лиц, обратившихся по поводу укусов клеща. Радует и то, что нет зарегистрированных случаев кори, которая буквально полыхает у наших соседей украинцев. Наблюдается снижение числа паразитарных инфекций, глистных инвазий: всего 422 случая против 865 в прошлом году.
– Если исключить коронавирус, какая инфекция всё же преобладает?
– В нынешней ситуации на первое место выходят вирусные пневмонии, что для них нехарактерно. Лето – пора затишья для данной инфекции. Но здесь мы наблюдаем прямую связь с циркуляцией вируса COVID–19. Возвращаясь к коронавирусу, хочется отметить медленную тенденцию к снижению выявляемости заболевания. Можно говорить о некой стабилизации. В связи с этим сокращается количество коек, которые были перепрофилированы для оказания помощи больным коронавирусной инфекцией. Но всё равно мы живём в условиях эпидемии, расслабляться рано и непозволительно. И все меры, которые были рекомендованы населению в плане социального дистанцирования, ношения масок, соблюдения правил гигиены, – всё остаётся в силе.
– А как в плане заболеваемости COVID–19 Воронежская область выглядит на фоне других регионов?
– Показатели у нас неплохие. По заболеваемости COVID–19 мы находимся на среднестатистическом среднероссийском уровне. Летальность гораздо ниже по сравнению с другими регионами, что говорит о хорошей материальной базе, высоком уровне подготовки специалистов, а также о своевременности оказания медицинской помощи. Но всё равно я призываю жителей области ппри возникновении симптомов, которые не исключают COVID–19, немедленно обращаться за медицинской помощью. Одна из печальных тенденций – поступление больных с уже тяжелыми пневмониями.
– То есть схлынула первая волна заболеваемости, прошёл испуг, и люди успокоились?
– Да, некоторые тянут до последнего – не обращаются за медицинской помощью. Но лучше подобного не делать.
– В структуре заболевших коронавирусом по-прежнему высока доля пожилых людей?
– В основном болеет взрослое население. Однако половина из заболевших – люди активного среднего возраста. До 50 процентов составляют офисные работники, а также те, кто занят в сфере торговли, то есть общается с широким кругом лиц, имеет большое количество контактов. Есть среди заболевших и медицинские работники, что отражает общую ситуацию в мире. К сожалению, отмечаются и летальные случаи. Как правило, все они связаны с наличием сопутствующих заболеваний, включая болезни сердечно-сосудистой, бронхо-лёгочной или эндокринной системы, онкологию. Это те люди, у которых снижен иммунный статус.
– Поэтому не лишним будет напомнить читателям о первых симптомах коронавируса. Что должно насторожить человека?
– Как и при обычных вирусных инфекциях, – внезапное повышение температуры, першение в горле, боли за грудиной, отсутствие обоняния. Может появиться кашель, одышка. Следует помнить, что более половины заболеваний протекают легко и бессимптомно. Поэтому важно помнить: был ли контакт с заболевшим, выезд на другие территории и т. д. В таких случаях необходимо пристально прислушаться к своему организму. Если возникают сомнения, лучше обратиться в поликлинику, где проведут обследование в лаборатории, имеющей право выдавать заключения о наличии либо отсутствии коронавируса.
– Что можно сказать о сроках проведения вакцинации от COVID–19? Реально ли то, что вакцина будет готова к осени?
– Сейчас на нескольких научно-медицинских площадках идёт разработка вакцины. Но надо понимать, что это процесс длительного действия. И значит, во-первых, вакцина должна пройти клиническое испытание на животных. Следующий этап – испытание на больных-добровольцах. Далее – испытание на здоровых добровольцах для изучения, каким образом у человека формируются антитела, как долго они сохраняются в организме. Реально этой осенью я не вижу перспективы получения вакцины. К следующему сезону – возможно.
– А что касается дальнейшего распространения COVID– 19? Он с нами надолго?
– Коронавирусы с нами с середины 1960-х годов, всего их существует около 40 видов. Из наиболее значимых – вирус атипичной пневмонии SARS, о котором говорилось ещё несколько лет назад. И ближневосточный респираторный синдром – тоже разновидность коронавируса. У них есть такая особенность, как постепенное снижение вирулентности, то есть способности вируса заражать организм. При длинной цепочке передачи вируса от человека к человеку он постепенно слабеет, и в конечном итоге сходит «на нет». Пока с новым вирусом подобного не происходит. Однако есть надежда, что когда схлынет волна, то и распространение вируса среди населения станет менее активным, он потеряет свою вирулентность, постепенно перестанет быть патогенным. Тем более что такие случаи в истории были. Мы помним свиной грипп H1N1 – в своё время он наделал много шума, а сейчас регистрируется, как обычный сезонный грипп.
– Ольга Геннадьевна, и всё же вторую волну заболеваемости, которую изначально прогнозировали на осень, по мнению специалистов, стоит ждать?
– Мы ещё из первой волны не вышли. Поэтому о второй волне говорить преждевременно. Но если осенью будет холодно и сыро, иммунная система человека ослабеет, и он вполне может инфицироваться. Не обязательно это будет COVID–19. В то время года традиционно идёт рост таких вирусных инфекций, как ОРВИ, риновирусная, аденовирусная и другие инфекции. Если же осень будет сухой и теплой, мы продержимся с меньшими потерями. При любом раскладе задача медицинской службы – обеспечить готовность на тот случай, если пойдёт рост заболеваемости. Мы готовы быстро развернуть койкоместа, если понадобится. Необходимое оборудование имеется. Персонал алгоритм лечения знает. К слову, хочется поблагодарить медиков за их труд в опасных условиях: они – большие молодцы! А читателям – напомнить, что в холодный период нас ждёт сезонный грипп. В нынешнем году за счёт средств федерального бюджета планируем привить около 45 процентов жителей региона. Не отказывайтесь от иммунизации, если ваша деятельность предполагает большое количество контактов, если вы имеете хронические заболевания. Рекомендую прививки от гриппа детям, беременным женщинам и лицам старше 60 лет.
Беседу вела Наталья СТОЛПОВСКАЯ.
Источник: газета «Коммуна» | № 57 (27005) | Пятница, 31 июля 2020 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...