2020-2-11 19:35 |
Время молодых | Спортсмен из Воронежа стал чемпионом России в плавании на дистанции сто метров брассом среди незрячих паралимпийцев Соревнования проходили в начале нынешнего года в Дзержинске Нижегородской области.
Вместе с золотой медалью мастер спорта международного класса, многократный чемпион России 25-летний Максим Коваль завоевал ещё три «серебра». В прошлом году в составе сборной страны в эстафетном плавании он стал обладателем бронзовой медали на чемпионате мира, проходившем в Лондоне. Эти и многие другие награды он посвящает семье, друзьям, близким. А ещё своему наставнику, Заслуженному тренеру России Владимиру Сиволдаеву, который обучает спортсмена вот уже шестнадцать лет. Когда же шестнадцать лет исполнилось самому Максиму Ковалю, он полностью лишился зрения…
Сергей ДОРОХОВ
В бассейне спортивного комплекса «Спартак» полным ходом шли занятия. Каждая из дорожек была заполнена людьми. Дети соревновались друг с другом если в не скорости и манёвренности, то в количестве произведенных брызг. Рядом с ними чинно и неторопливо проплывали пожилые люди. И лишь на одной из дорожек пребывал в одиночестве молодой человек. В темных водонепроницаемых очках за считанные секунды он переплывал бассейн, меняя со временем технику плавания. В его движении угадывался профессионал, а никак не любитель. Это и был Максим Коваль. А по бортику рядом шел его бессменный наставник Владимир Сиволдаев. Из рук он не выпускал длинную тонкую палку – «удочку», которой страховал незрячего спортсмена.
Один, два, три, четыре… И так до четырнадцати. Столько взмахов руками нужно, чтобы преодолеть дорожку. После, не дожидаясь подсказки от «удочки», словно по безмолвной команде, пловец разворачивался и плыл уже в другую сторону. Так снова и снова…
Ребенком он переболел гриппом, который дал осложнение на зрительный нерв. С тех пор зрение мальчика становилось все хуже с каждым годом. Но он пока видел, что позволяло ему без ограничений учиться, заводить друзей, играть со сверстниками в футбол и даже заниматься паркуром. Когда Максим Коваль учился в третьем классе, его школьный учитель по физкультуре посоветовал начать заняться каким-нибудь видом спортом. Предложил на выбор: дзюдо или плавание.
– Остановились с родителями на втором варианте, так как подумали, что в борьбе мне последнее зрение отобьют, – вспомнил Максим. – Плавать я не умел. Только и мог, что в воде барахтаться. Если бы кто-то сказал мне тогда, что в будущем стану профессиональным пловцом, ни за что бы не поверил. Но тренировка за тренировкой, и я втянулся. Плавать меня научила инструктор спортивной школы инвалидов Ирина Васильевна Бондаренко. Во многом благодаря ей в воде стал со временем чувствовать себя, как в родной стихии. А через несколько месяцев меня перевели к моему нынешнему тренеру Владимиру Борисовичу Сиволдаеву. Он достаточно быстро стал для меня не просто наставником, но и другом, вторым отцом. До сих пор таковым и является.
Годы спустя старания Максима Коваля и труды тренера материализовались в первую поездку на крупные международные соревнования – Всемирные игры в Соединенных Штатах. Там пловец не растерялся, улучшил все свои прошлые результаты и принес в копилку российской сборной сразу четыре золотые медали на разных дистанциях.
Домой он вернулся уже опытным многообещающим пловцом вместе с успехом, который в дальнейшем уже сопутствовал ему на других Всемирных играх в Турции и Южной Корее. И впереди – уйма планов. Нужно и школу окончить, и в институт поступить, и с девушками начать встречаться. И надо было еще постараться всё это успевать, ведь ежедневных тренировок в бассейне никто не отменял.
Однако все планы на будущее Максима Коваля едва не погубила его давняя болезнь. Дало о себе знать осложнение на зрительный нерв. Итог: в шестнадцать лет он полностью лишился зрения. С этого момента не мог больше даже передвигаться самостоятельно. Максимум, на что его глаза были теперь способны – отличить одним из них при хорошем освещении силуэт…
– Я думал, что это конец. Ничего больше не хотелось делать. Мной овладела жуткая депрессия. Но меня спасли моя семья, мои родные, тренер и плавание. Каждый день друзья приезжали ко мне в гости, подолгу разговаривали со мной, гуляли. Никто не отвернулся. И я благодарен им. А я, в свою очередь, не бросил спорт, – поделился Максим Коваль.
Не бросил он и все остальное. Успешно окончил сперва воронежскую третью школу-интернат, а затем институт физической культуры и спорта. Дальше все пошло своим чередом: постоянные тренировки, спортивные сборы в нашей стране и за рубежом, участие в чемпионатах России, Европы и мира. Усиленно готовился со своей командой к Олимпийским играм в Бразилии. Но нашу сборную отстранили от участия из-за допингового скандала. Однако все это уже не могло подкосить Максима Коваля, ведь с ним были: плавание – не только целый образ жизни, но и источник постоянного дохода – и его тренер Владимир Сиволдаев.
– Он постоянно поддерживает меня. Направляет и в жизни, и на тренировках. Перед каждыми стартом на соревнованиях ведёт доверительную беседу, описывает словами все, что происходит вокруг, подбадривает. Может сказать: «Вон тот спортсмен совсем разволновался, ты-то на его фоне смотришься настоящим молодцом». И я стараюсь выступить достойно.
В свою очередь, вот что думает тренер о своем ученике:
– Макс – очень способный. < Он вдумчивый, трудолюбивый и ответственный спортсмен. С ним легко и интересно работать. За эти годы мы стали с ним, что называется, не разлей вода. Понимаем друг друга без лишних слов.
П ловцов Владимир Сиволдаев тренирует больше пятидесяти лет. Он окончил факультет физического воспитания Воронежского пединститута. А после армии не раздумывая пошел работать в школу плавания спортивного клуба «Буран», так как вода влекла его с детства. В 90-е тренер вышел на пенсию по выслуге лет. Тогда же у него скоропостижно умерла жена, и он остался один с двумя детьми. Друзья позвали в коммерцию. Но там Владимир Сиволдаев не задержался надолго. Узнал, что совсем недавно открыли новую спортивную школу для детей-инвалидов и пошел работать туда. Так тренер снова вернулся в строй.
– В то время наша школа была на волне успеха. К нам на занятия приходили дети из нозологических групп – опорники, глухонемые, слабовидящие и ментальные – со всех районов Воронежа, – поделился Владимир Сиволдаев. – Может быть, скажу банальную вещь, но главное в работе – не медали и титулы, которые завоевывают наши воспитанники. Самое важное то, что занятия помогают спортсменам в их социализации и реабилитации. Одним тренировки дают возможность поддерживать своё здоровье, а другим – частично восстанавливать свои физические способности. Потому мы всегда рады всем новичкам в нашей спортивной школе паралимпийского резерва, – подытожил тренер.
Однако вернемся к Максиму Ковалю.
…Одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать.
Пловец закончил последнее на сегодня упражнение и вышел из воды. Теперь в нем можно было разглядеть крепкого телосложения темноволосого молодого человека с ровно подстриженной бородкой и едва уловимой улыбкой на лице. Неудивительно, что у него есть настоящие поклонники. Ребята поменьше часто подплывают к спортсмену на тренировках, разговаривают с ним, спрашивают совета. Они вдохновляются его спортивными успехами.
На будущее у пловца большие планы. Сейчас он усиленно готовится к чемпионату Европы в Португалии и Паралимпийским играм в Японии. И не важно, допустят к ним российскую сборную или нет. Можно отнять заслуженные медали, титулы и рекорды. Но волю к жизни и новым победам забрать не под силу даже политикам.
Источник: газета «Коммуна» | № 10 (26958) | Вторник, 11 февраля 2020 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...