Возвращение узников

Возвращение узников
фото показано с : communa.ru

2018-5-17 19:30

Память | В районе каменского села Михнево найдены останки 79 военнопленных, строивших «дорогу на крови» О трагедии узников фашистских концлагерей, прокладывавших железнодорожную ветку Острогожск – Евдаково, «Коммуна» рассказывала не раз.

Нацеленная из Берлина на Ростов-на-Дону в обход непокорённых Лисок и прозванная в народе «берлинкой», эта объездная ветка должна была ускорить продвижение гитлеровцев к Сталинграду и на Кавказ. На её строительство фашисты, кроме жителей окрестных сёл, согнали около 100 тысяч советских военнопленных, разместив их в концлагерях вдоль железнодорожного полотна.

Николай КАРДАШОВ

Каменский район

Холод, голод, издевательства охранников и изнурительные земляные работы ежедневно сотнями косили невольников кровожадной «берлинки», которых закапывали в ямах у лагерей или прямо в «тело» насыпи.


Долгое время трагедия пленённых гитлеровцами советских солдат не придавалась широкой огласке. Работал зловещий в своей несправедливой жестокости стереотип: попал в плен – значит предатель.


«Неудобную» тему прокладки «дороги на крови» первым в Воронежской области поднял и озвучил острогожский учитель-краевед и историк Виктор Стрелкин. Отыскав места бывших концентрационных лагерей в Острогожском и Каменском районах, он вместе с учениками на собственные средства установил в гибельных местах мемориальные доски с рвущимися к людям, будто из-под земли, строчками-криками – «Не забывайте нас…». Поднимать их прах из расстрельных ям стали поисковики Воронежского объединения «Дон» во главе с Михаилом Сегодиным и их коллеги из отряда «Святой Гавриил» Ульяновской области. А каменцы и острогожцы на народные средства возвели на въезде в Каменку мемориал советским военнопленным, назвав его «дорога на крови».


За четыре «Вахты памяти» поисковики подняли из железнодорожной насыпи и похоронных ям останки 840 узников. В подавляющем большинстве они – безымянные. И лишь имена троих удалось установить. Это красноармейцы Василий Бражников, Ефим Слободонюк и Николай Дудка. В нынешний сезон свой десант воронежские и ульяновские поисковики высадили у каменского села Михнево, где фашисты превратили в концлагерь бывшую колхозную овчарню. Это место указали поисковикам добытые в архивах материалы немецкой аэрофотосъёмки, сделанные летом 42-го. На одном из снимков хорошо виден обнесённый колючей проволокой сарай, а рядом – пятна ям-могил.


Семь одиночных ям и четыре рва поисковики обследовали металлическими щупами: металлоискатели, в отличие от поля боя, здесь не помощники. Фашисты, по словам Михаила Сегодина, перед тем как сбросить пленников в ямы, раздевали их до белья. Поэтому металла в земле нет – разве что крючки-застёжки. В ямы двухметровой глубины щупы легко входили полностью. Но копать всё равно было нелегко: фашисты готовили для своих жертв глубину ям с запасом в два метра. Всего за нынешний период удалось вернуть из плена «дороги на крови» останки 79 узников.


– В подавляющем большинстве это молодые ребята, которым было чуть за двадцать, – делится Михаил Сегодин. – Один пожилой солдат, возможно, он был офицером, похоронен в гробу. У двоих пленников отсутствовали ноги – возможно, они попали под бомбёжку советской авиации, уничтожавшей «берлинку». Ещё у двоих были сломаны рёбра – скорее всего, их пытали перед расстрелом.


Перезахоронение жертв «берлинки» состоялось в парке Победы 5 мая. Сюда после автопробега «Всколыхнём память» прибыли две колонны его участников, проехавшие по местам солдатской доблести Каменского района.


– Каждый год наша каменская земля принимает всё новые и новые безымянные жертвы немецких концлагерей, – отметил на траурном митинге глава районной администрации Анатолий Кателкин. – Но для нас они всё равно остаются солдатами-победителями, заставляющими помнить о войне и уважать защитников нашей Родины.


– Для немцев эта дорога в военном смысле имела стратегическое значение, – говорит краевед Виктор Стрелкин. – А мы просто обязаны наполнить «берлинку» стратегией патриотизма, превратив её в государственный мемориал. Чтобы каждый, прошедший по мемориальной тропе вдоль «дороги на крови», сердцем осознал ужасы войны и цену нашей Победы. Уйдут от нас последние фронтовики, кто расскажет молодёжи о военных драмах? А «берлинка» – вот она, работающая на крепкую память, а не на трибунное патриотическое лицемерие.


Такие мемориальные доски краевед Виктор Стрелкин

установил на местах семи фашистских концлагерей.

Фото Николая Кардашова.

Источник: газета «Коммуна» |№37 (26784) | Пятница, 18 мая 2018 года

.

Подробнее читайте на ...

крови поисковики фашисты узников виктор концлагерей дороги всё