2016-8-2 19:44 |
Поиски и находки Не сногсшибательные легенды, а сама наша непростая жизнь преподнесла краеведческую сенсацию. В 2015 году стали освобождать для многоэтажного строительства участок завода «Автозапчасть» в Воронеже, в бывшей слободе Придаче, – и выяснилось, что там целы все основные части храма Рождества Христова.
Павел Попов,
кандидат исторических наук, доцент ВГАСУ
Казалось, что от обезглавленной, превращенной в цех церкви почти ничего не осталось. Однако, помимо храмовой части, уцелели и трапезная, и первый ярус колокольни. Храм чуть не снесли, техника успела разрушить алтарь! Но воронежцы вовремя встали на защиту святыни, чудом сохранившейся на улице Димитрова. Храм передан епархии, в нем уже идут службы.
Большой расчищенный заводской двор – не что иное, как бывшее слободское кладбище со следами склепов. Предотвращена грандиозная стройка на костях предков. Решено придать церкви статус вновь выявленного памятника архитектуры. Значит, ее требуется не просто восстановить, а отреставрировать по науке. Но как быть, если пока не удалось найти ни одной старой фотографии храма ни в архивах, ни в музеях, ни в частных коллекциях?
Первыми стали решать архитектурную головоломку специалисты ВГАСУ. И посмотрите, какое вырисовывается прекрасное сооружение – вместо убогого, ущербного! Известно, что кирпичный храм взамен деревянного был сооружен в 1785-795 годах, а затем, в 1856-м, - перестроен.
Нынешнее предварительное изучение кирпичной кладки показало, что к середине XIX века относятся только стены существенно расширенной храмовой части (четверика). Кладка трапезной заметно отличается, она сохранилась с конца XVIII века. Есть все основания полагать, что и основа колокольни, с ее массивными полуколоннами, также относится к 1790-м годам. Очевидно, это было впечатляющее для своего времени сооружение в стиле позднего классицизма.
Судя по архивной описи начала XX века, колокольня имела три с половиной яруса и достигала весьма большой высоты – 14 саженей, или 29,8 м, до верхнего карниза (данные историка А. Акиньшина). Записано также, что храм имел «один купол (то есть барабан с главой) о 12 окнах». Получается, что барабан был обширным – в соответствии с размерами храма – и в таком случае он не мог держаться без солидных кирпичных опор (столпов).
Увы, теперь нет ни столпов, ни самого барабана – все уничтожено. Для промышленных нужд добавлен лишний верхний этаж. Со стороны алтаря видим большой треугольный фронтон и эффектное полукруглое окно – но это красоты уже советской классической архитектуры середины XX века, которые при реставрации придется убирать.
По моему заданию студентка первого курса кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия Светлана Мазурина впервые взялась реконструировать былой облик храма в графике. Долго трудилась Светлана над рисунком, переделывая его. В качестве аналогов она использовала типичные круглые барабаны XIX столетия и конкретные воронежские колокольни XVIII века (подобные ярусы имеет, например, колокольня в Рыкани).
Мы учли, что в 1850-е годы храмовая часть уже не могла не носить отпечаток эклектики, наступавшей на канонический классицизм. Такое веяние зачал в России известный зодчий Константин Тон. Он возрождал наши национальные четверики и обрабатывал их элементами различных архитектурных школ (классика итальянского Возрождения, русские и византийские формы). Однако неизвестный соратник Тона, расширяя Придаченский храм, все же сделал упор на классическое направление. Очевидно, стиль задала старая колокольня. И на рисунке присутствуют подлинные детали в духе классицизма, сохранившиеся на четверике.
Конечно, перед вами – еще не проект реставрации, но удачное начало создания научного образа памятника. Не все детали прорисованы, чтобы избежать излишних домыслов. Барабан – условен. Однако, по свидетельству современников, храм был очень красивым. Вот если бы нашлось любое старое фото, пусть даже невысокого качества… В том, чтобы реконструировать фасады еще точнее, заинтересованы и студенты-реставраторы, и церковная община, и все неравнодушные воронежцы. Но реальная реставрация потребует больших сил и средств.
Почему храм Рождества Христова был столь представительным? Отчего это не рядовая сельская постройка? Дело в том, что церковь стояла в центре крупной пригородной слободы, у торговой площади, при выезде на общероссийский южный почтовый тракт.
Теперь, когда мы знаем, что в церкви есть стены, уцелевшие с XVIII века, а не только с 1856 года, можно рассуждать о том, что именно этот храм не миновали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Виссарион Белинский и многие-многие другие именитые путники. Здесь же, скорее всего, ехал в 1829 году и Александр Сергеевич Пушкин.
Безжалостное время надолго скрыло от нас забытый раритет. Но вот он неожиданно воскресает – и в изуродованном виде, и в первозданном – на бумаге.
Церковь-загадка. . Фото Павла Попова
Примерно таким был храм 160 лет назад. . Рисунок Светланы Мазуриной
Источник: газета «Коммуна», №61 (26601) | Вторник, 2 августа 2016 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...