2018-3-7 19:22 |
Политический дневник В минувший четверг в большом Манеже прозвучало очередное ежегодное Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию, а фактически – всей правящей элите, народу России и международному сообществу.
Александра ГЛУХОВА,
доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета
Давно ожидавшееся событие, интриговавшее не только своим содержанием, но и местом проведения, наконец-то произошло, посрамив прогнозы одних и надежды других, и породив гораздо больше вопросов, нежели готовых ответов. С учетом того, что с Посланием выступал не просто действующий глава государства, но и кандидат в Президенты на новый шестилетний срок, Послание справедливо рассматривалось как его предвыборная программа, период действия которой рассчитан отнюдь не на один год, а как минимум на среднесрочную перспективу.
Оглашению Послания предшествовали оживленные дискуссии в экспертных кругах, участники которых пытались угадать основной его смысл, квинтэссенцию, дабы на этой основе спрогнозировать стратегию развития на предстоящие годы. Несмотря на то, что основной стратегией последних нескольких лет было сохранение и поддержание стабильности, особенно ревностно отстаиваемой так называемыми «державниками», группирующимися вокруг консервативного Изборского клуба, положение дел в отечественной экономике и социальной сфере не внушает оптимизма. Темпы экономического роста за прошедший, 2017, год составили 1,4 процента, что практически в два раза ниже среднемировых, а доля России в мировом ВВП понизилась с 2 до 1,8 процента. Следствием стагнации в экономике стало заметное снижение реальных доходов населения на протяжении последних четырех лет, что стало сказываться и на других направлениях социальной сферы, в частности, на демографии, т. е. падении рождаемости. Вызывали вопросы и перспективы внешней политики, поскольку затянувшаяся конфронтация с Западом, особенно с Соединенными Штатами, перестала восприниматься как предмет для особой патриотической гордости, а стала порождать озабоченность и беспокойство. Зазвучало даже определение «новая холодная война», что вызывало в памяти старших поколений не самые светлые воспоминания. От Президента ждали каких-то обнадеживающих разъяснений на этот счет.
Зал Манежа, специально оборудованный для большого количества участников, в отличие от залов Кремля, снабжен соответствующей техникой для наглядной демонстрации тех или иных цифровых данных, но до сих пор этот прием не использовали ни Борис Ельцин, ни Владимир Путин. Однако на этот раз экран и передающие устройства сыграли едва ли не главную роль в торжественной процедуре оглашения Послания.
В первой его половине Владимир Путин заявил, что это Послание определяет судьбу России на десятилетия вперед, поскольку следующие годы будут решающими для будущего страны. Считая главным достижением прошедших лет стабильность во всех сферах общественной жизни, он тем не менее признал, что развитие необходимо. В основе его должно лежать сбережение народа и благополучие российских граждан, а для этого требуется обеспечить рывок в качестве жизни и государственном управлении. Вызовом для страны Президент считает новую технологическую волну, в которой неудачники могут и утонуть, то есть лишиться суверенитета, качественного человеческого потенциала вследствие отъезда молодых кадров за рубеж. «Основа у нас есть, и эта основа – сплоченность общества и потенциал свободы, – заявил Владимир Путин. – Нужно быть страной, открытой миру. Нужно собрать волю в кулак. Никто не собирается захватывать нашу землю, но беда наша – в отставании».
Такая откровенная констатация положения вещей и указание на главного «врага» России – отсталость – в дальнейших разделах Послания получила обстоятельную аргументацию. В частности, бедность, измеряемая выразительной цифрой в 20 миллионов человек. Правда, Владимир Путин избрал удобную для себя точку отсчета – 2000 год, начало его первого президентского срока, когда бедных насчитывалось 42 миллиона. Однако всего пять лет назад эта цифра составляла только 15 миллионов.
Для сравнения: милый нашему сердцу и лишенный собственных нефтегазовых ресурсов Китай за последние 20 лет поднял из нищеты и бедности 400 миллионов человек! Прозвучавшие далее конкретные меры – льготная ипотека, обновление детских поликлиник, строительство детских садов и яслей – должны были понравиться преимущественно молодым семьям с маленькими детьми, поскольку, по данным статистики, именно они оказались в первых рядах категории «бедные». Не остались без внимания Президента и старшие поколения, которым были обещаны индексация и рост пенсий, повышение качества жизни, рост ее продолжительности – с нынешних 73 до 80 лет. Была предложена заманчивая картина обновления городской среды, анонсирована программа пространственного развития России, жилищного строительства, обустройства автомобильных и железных дорог.
Не забыл Президент и о доступной и качественной медицинской помощи, что потребует увеличения расходов на здравоохранение до 4 процентов ВВП. Правда, прозвучала оговорка, что увеличение финансирования так называемых социальных сервисов, включая медицину, не должно сдерживать экономический рост.
Невольно возникает вопрос: за счет каких ресурсов будет обеспечен этот рост? Ведь поставлена достаточно амбициозная задача: закрепиться в числе передовых пяти экономик мира, увеличив в полтора раза производительность труда.
До недавнего времени российский Минздрав «оптимизировал» собственные расходы, закрывая медпункты в малых городах и поселках. Оказывается, они «забыли о людях», как выяснил Президент. Теперь ставится задача восстановления шаговой доступности амбулаторий и фельдшерских пунктов, для чего – в качестве контролера – к процессу намерены подключить Общероссийский народный фронт (ОФН). Можно представить себе «радость» губернаторов и местных властей, которые, скорее всего, окажутся крайними в этих управленческих экспериментах. Завершалась первая часть Послания добрыми словами в адрес волонтерства и прочих форм социальной активности россиян. Важнейшим современным ресурсом были названы знания, технологии и конкуренция, что давно уже не подвергается сомнению и объединяет экспертов независимо от их политической позиции и идеологической ориентации.
Вторая часть Послания была адресована внешней политике, но фактически свелась к озвучиванию новой военной доктрины России и презентации ее оборонного потенциала, включая самые современные системы вооружений. Тут и стало понятно, для чего был выбран Манеж: на экране всплывали подводные батискафы, летали ракеты, начиненные ядерными зарядами, причем их перемещение над планетой Земля происходило преимущественно в сторону, сильно напоминавшую очертания американского штата Флорида. Впрочем, это не особенно скрывалось: по словам Владимира Путина, нас раньше не слушали, так послушайте сейчас! Не сомневаюсь, что те внешние слушатели, к кому обращался российский Президент, восприняли это не иначе как демонстрацию прямой угрозы, и никакие последующие заявления о нашей миролюбивой политике и нежелании на кого-то нападать не смогут дезавуировать сказанного и показанного. Достаточно было обратить внимание не только на экран, но и на зал, который в едином порыве вскакивал и горячо аплодировал, демонстрируя незаурядные познания в военном деле и, видимо, не догадываясь, что и в Пентагоне умеют показывать подобные вещи, а ракеты имеют свойство летать в обе стороны…
Итак, вместо потепления и нормализации двусторонних отношений с Западом и, в частности, с США градус конфронтации поднят до совсем уже опасной планки. Невольно вспоминается, что еще полтора года назад, после избрания Дональда Трампа президентом США, в Государственной Думе ликовали и пили шампанское, рисуя светлые перспективы для российско-американских отношений, и не стесняясь, открыто заявляли: «Трамп наш!» Теперь же самым вероятным сценарием будущего, несмотря на всевозможные опровержения, становится новый виток гонки вооружений.
До недавнего времени российский Минздрав «оптимизировал» собственные расходы, закрывая медпункты в малых городах и посёлках. Оказывается, они «забыли о людях», как выяснил Президент. Теперь ставится задача восстановления шаговой доступности амбулаторий и фельдшерских пунктов.
Каким же образом реализуются сформулированные в первой части Послания намерения «быть открытой страной», попадание в «пятерку» наиболее развитых экономик мира и повышение уровня жизни? Ведь когда в приоритете пушки (то бишь ракеты и батискафы), о масле приходится забыть. И если «никто не собирается захватывать нашу землю», как было сказано в первой части Послания, то для чего звучали залпы в Манеже?
Источник: газета «Коммуна» | №18 (26765) | Среда, 7 марта 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...