2019-5-7 16:07 |
Победители | В Острогожске, как и повсюду в стране, почётное место в праздновании Дня Победы займут немногие, оставшиеся в живых ветераны Великой Отечественной войны На сегодня в районе проживают всего-то 33 героя-освободителя.
Все они – почтенные старожилы, уважаемые благодарными земляками. Среди них и Сергей Иванович Волошин. В феврале нынешнего года он отметил свой 95-летний юбилей.
Евгения ИЗОТОВА
г. Острогожск
В небольшой квартире ветерана просторно и светло. Сергей Иванович достает альбом с фотографиями, набрасывает на плечи парадный пиджак с наградами и «погружается» в неспешные воспоминания. А рядом его жена и друг Нина Петровна Мордовцева. Шестьдесят пять лет они идут вместе по жизни.
Со школьной скамьи он мечтал о небе, о профессии авиатора. Окончил Лушниковскую школу (окраина Острогожска) и поступил в Сталинградское училище летчиков-истребителей. Но грянула война.
– В одночасье всё перевернулось, – всматриваясь вдаль, словно сквозь годы, рассказывает Сергей Иванович. – Фашисты стремительно прорывались к Сталинграду, поэтому весь состав училища эвакуировали в Астраханскую область. Нам, курсантам, не терпелось попасть на фронт. Однако понимали, что летную программу, практически не начатую, придется отложить. И надолго, если не навсегда.
Очень скоро училище расформировали и многих курсантов, в том числе и Сергея Волошина, направили в Подмосковье учиться на радиотелеграфистов. А в июне сорок второго он принял боевое крещение в составе 2-й гвардейской танковой армии, с которой и прошел до Берлина.
Даже по прошествии более семидесяти лет воспоминания фронтовика напрочь лишены хоть какого-то пафоса.
– Мне довелось участвовать в битве на Курской дуге – такое ужасное было побоище, что даже страшно вновь представить всё это пекло, когда на огромном пространстве с диким грохотом неслись сотни танков с обеих сторон, таранили друг друга, взрывались… На корпусе одного из наших танков я передавал срочную радиограмму, и в один момент выстрелом из фашистской смертоносной машины меня снесло и отбросило в сторону. Завершилось все на редкость удачно: с контузией попал в госпиталь, а оттуда вновь нагнал «свою» танковую армию.
Уже в мирное время Сергей Иванович вместе с супругой ездил по местам былых сражений. Он, прошагавший буквально «пол-Европы – полземли», освобождавший Киев, Будапешт, Варшаву и еще десятки населенных пунктов, на всю жизнь запомнил один эпизод, случившийся в самом конце войны и потрясший его до глубины души.
– Мы стояли под Берлином, – судя по отстраненному взгляду, фронтовик внезапно перенесся в те далекие годы. – Ранним утром 8 мая 1945 года, установив радиостанцию, приступили к работе, и вдруг раздался мощный гул и свист самолета, как вскоре выяснилось, фашистского бомбардировщика. Бомбежка началась внезапно, и никто не успел укрыться. Взрывом бомбы разбило радиостанцию, меня и водителя легко ранило, а вот радистку Лизу Солдатову убило.
Гибель девушки поразила и тем, что произошла за день до окончания войны, и тем, что однополчане знали о скорой ее регистрации с женихом, с которым она прошла фронтовыми дорогами. О предстоящем радостном событии она уже написала письмо маме…
Сергей Иванович рассматривает фотографии, сдержанно улыбается, показывая на фотографию, с которой смотрят молодые смеющиеся военные, а в руках у них майский символ – ветки сирени: «Все здесь дышит счастьем, – говорит ветеран, – ведь Победу нашего народа празднуем, понимаем, что повезло нам – живые. И скоро – домой!. . Когда объявили об окончании войны, ой, какое было ликование: палили из оружия в воздух, кричали от радости, обнимались, пели песни».
На другом, хоть уже и поблекшем от времени, снимке угадываются солдаты армии союзников: «Это мы с англичанами у рейхстага стоим, все там расписались на память», – уточняет Сергей Иванович.
Отслужив в Германии положенный срок, в 1946 году боец Волошин с орденом Отечественной войны на гимнастерке и медалями за взятие Варшавы и Берлина вернулся в родной Острогожск. Начиналась новая глава его долгой и созидательной жизни.
– После боев и бомбежек мне уже не хотелось быть летчиком-истребителем. Я видел кругом разруху и до зуда в ладонях хотелось строить и строить, чтобы глаз то и дело «не натыкался на окаянные руины».
Буквально в каждой острогожской семье были потери. Многие погибли во время оккупации. Отец Сергея Волошина, Иван Тимофеевич, остался на полях сражений.
Среди послевоенных мелодий особенно в душу Сергея Волошина запала песня на слова Алексея Фатьянова «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». И строки –
Мы тебе колхозом
дом построим,
Чтобы было видно
по всему:
Здесь живет семья
российского героя,
Грудью защищавшего
страну
– ему были так понятны и близки. Правда, колхоз дом ему не строил. Он сам, окончив Воронежский строительный институт, стал возводить и жильё, и производственные объекты.
«Как молоды мы были»: Сергей Иванович с женой Ниной Петровной.
Фото из семейного архива С. И. Волошина.
Молодой инженер в 50-е годы руководил строительством компрессорной станции, производственных и бытовых помещений Линейно-производственного управления магистральных газопроводов. Позже строил трубопровод в Белгородской области, поднимал сельхозобъекты в Репьевском и Каменском районах. Его не раз приглашали возглавить крупные строительные тресты в Москве, в Ставропольском крае. Но Сергей Иванович неизменно отвечал отказом.
– К тому времени мы с Сережей уже поженились, – с улыбкой вступает в разговор Нина Петровна. – Когда я оканчивала Воронежский медицинский институт, мы с ним познакомились на танцах. Ни я, ни он не хотели уезжать из Острогожска, ведь здесь жили наши родители, потом родились сын и дочь, все нам здесь было дорого и близко.
Много лет он руководил ПМК-529, его коллектив возвел самые значимые общественные постройки в Острогожске и районе. И среди них – здания Пенсионного фонда, детской поликлиники, суда, немало многоквартирных домов. Именно работая в этой организации, он получил орден Октябрьской Революции, медаль «За трудовое отличие» и множество благодарностей.
И каждый год обязательно ездил в Москву на встречу с однополчанами до тех пор, пока большинство из них не покинули этот мир.
В последнее время мир Сергея Ивановича сузился до тесного семейного круга. Всё было в этой жизни. Пришлось пережить и трагические потери, и значимые юбилеи и достижения, и 65 лет супружества, и радость за успехи дочери – Светланы Морковиной, доктора экономических наук, профессора, проректора по науке и инновациям Воронежского государственного лесотехнического университета.
За плечами у фронтовика целые улицы и кварталы построенных домов, а у Нины Петровны, врача-педиатра, 43 года трудового стажа. Самым же главным праздником в семье фронтовика неизменно остается Великая Победа.
– В этот день я всегда вспоминаю своих боевых товарищей, дорогу домой. И мы с женой стараемся выехать на природу, сварить солдатскую полевую кашу, послушать пение птиц и порадоваться мирной жизни. И помянуть тех, кто остался лежать на полях сражений.
А дом он возвел себе сам. Не особняк, не коттедж с прилегающим участком в полгектара. Обычная многоквартирная двухэтажка. Одна из многих, которые построил рядовой Великой Отечественной, грудью защитивший страну.
Источник: газета «Коммуна» | №35 (26882) | Вторник, 7 мая 2019 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...