Декоративная красота

Декоративная красота
фото показано с : communa.ru

2018-2-1 18:05

Билет на балет | В Год балета, которым объявлен 2018-й в честь 200-летия великого хореографа Мариуса Петипа, в Воронежском оперном театре состоялась премьера «Корсара» И хотя впервые «Корсар» был показан в Париже (воронежская премьера прошла почти день в день: в столице Франции 23 января, у нас – 26-го, правда, с разницей в 162 года) в постановке Жозефа Базилье, современный балетмейстер Юрий Бурлака перенёс на воронежскую сцену ту версию «Корсара», которую предложил Мариус Петипа.

Либретто, написанное по мотивам поэмы Байрона, предполагало, что спектакль сразу и надолго будет обречён на успех.

Виктор СИЛИН

Собственно, так всё и произошло, так как для этого имелись необходимые составляющие: закрученный авантюрный сюжет, – сейчас бы сказали «криминальный», экзотическое место действия, романтические герои. Но даже в середине девятнадцатого века публика уловила, что слишком уж наивен сюжет постановки. Он укладывается буквально в два предложения. Невольницу Медору похищает греческий корсар (то есть морской разбойник, пират) Конрад, но её бывший владелец Исаак Ланкедем умудряется хитростью и обманом вернуть себе Медору и продать её турецкому паше Сеиду. Однако пылко и страстно влюбленный в Медору Конрад вместе с друзьями освобождает пленницу и бежит с ней на корабле; они попадают в шторм, корабль тонет, но влюбленные спасаются. Вот, собственно, и всё. Как говорится, и жили они потом долго и счастливо.


По воспоминаниям современников, вся постановка у Мариуса Петипа делилась как бы на две части: первая – это зловещий, мрачный, агрессивный мир морских разбойников (наиболее показательная сцена в этом плане в приморском гроте, где от правосудия скрываются корсары) и вторая – «Оживленный сад» – мир покоя, целомудрия, гармонии. Вторую часть Мариус Петипа ввел для того, чтобы уравновесить изначальную сюжетную агрессивность и направить балет из пантомимного, каким он был в парижской постановке, на путь танцевального, хореографического. Этим же путем последовал и Юрий Бурлака, сохранив все придуманное Мариусом Петипа. Правда, Бурлака ввел сцены из двух утерянных балетов Адольфа Адана – «Гентская красавица» и «Питомица фей» – и тем самым дал вволю натанцеваться всем: солистам, статистам, взрослым и детям (в спектакле принимают участие учащиеся Воронежского хореографического училища). При всей фантастической зрелищности, роскошности мизансцен вставного эпизода «Оживленный сад» – а это по сути есть большое классическое па – он слишком затянут и просто становится утомительным. Да и на развитие сюжета никоим образом не влияет.


Теперь, собственно, об исполнителях. Конрад, которого танцует лауреат международного конкурса Иван Негробов, отнюдь не мрачен, как его раньше представляли танцовщики, а наоборот, порывист, даже в чем-то утончён. Тому способствует арсенал танцевальной лексики, в которую Негробов вносит свойственную ему легкость и изящество, помноженные на искрометную силу прыжка.


Технична Марта Луцко, исполняющая партию Медоры, порывист и по-своему обаятелен Максим Данилов в роли Бирбанто, помощника Конрада, неотразим Михаил Ветров, представляющий Невольника.


Считается, что «Корсар» – один из самых декоративных балетов позапрошлого века. Декоративно место действия (художник Заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили); декоративна красноречивая, а порой и слишком навязчивая пантомима; декоративны кисейные наряды артистов… В общем, красиво. Но складывается впечатление (может быть, как раз из-за этой декоративности), что красота какая-то неживая и надуманная.


Сцена из балета «Корсар». Фото Натальи Коньшиной.

Источник: газета «Коммуна» | №8 (26755) | Пятница, 2 февраля 2018 года

.

Подробнее читайте на ...

петипа корсар бурлака собственно конрад медору мариус всё