По этажам документальной сокровищницы

По этажам документальной сокровищницы
фото показано с : communa.ru

2019-4-9 16:00

Дата | Государственный архив Воронежской области отмечает столетие со дня своего основания. Организован он был в разгар Гражданской войны, 6 апреля 1919 года – как губернский филиал Единого Государственного архивного фонда, возглавляемого Главным управлением архивным делом при Наркомпросе РСФСР.

Основу его составили документальные коллекции губернской учёной архивной комиссии и материалы различных местных учреждений. Своего помещения первое время не было: приходилось ютиться в одной из комнат губернского музея, а в начале 1920 года удалось получить ордер на первый и второй этажи здания бывшей Казённой палаты. В 1942-м, когда город был оккупирован нацистскими захватчиками, многие из тех бесценных документов погибли в трёх зданиях, которые занимал тогда архив.

Виталий ЧЕРНИКОВ

В здании на улице Плехановской Государственный архив Воронежской области размещается с 1967 года. Два года назад его сотрудники отметили полувековую годовщину своего переезда. Первоначально здесь было размещено около 400000 архивных дел. Часть фондов, кстати, до конца XX века хранились в Ильинском и Спасском храмах. Ныне документы располагаются в трёх зданиях – территориально, правда, разобщённых между собой. Общая площадь стеллажных полок с документами на бумажной основе – 16208 квадратных метров. Это 3106 фондов объёмом 965843 единицы хранения.


Копии некоторых ценных материалов – фотографий, листовок, заявлений, отчётов, – можно увидеть на выставках в коридоре первого этажа здания. Самая новая называется «Документальная сокровищница Воронежского края», готовила её главный архивист Нина Чёткина. Среди героев – мыслитель Николай Станкевич, педагог Николай Бунаков, писатели Андрей Платонов и Юрий Гончаров, учёные, художники.


Сохранить документы, обеспечить им условия для хранения – одна из главных задач, стоящих перед сотрудниками. Такая работа не на виду. Не каждый из пришедших в читальный зал думает о том, что имеет возможность изучить старое дело благодаря внимательной работе хранителей и реставраторов.


Конечно, приходят в ГАВО далеко не одни историки и краеведы. Для многих архив – прежде всего место, где выдадут справку по социальноправовым вопросам или помогут найти сведения о предках.


– В прошлом году за первый квартал было исполнено 200 генеалогических запросов, – рассказывает начальник отдела информации, публикации и научного использования документов Наталья Воротилина. – А за этот же период в нынешнем – 538, приблизительно в два с половиной раза! Исполнение генеалогических запросов – наиболее трудоёмкая работа, требующая квалификации, опыта и времени. Потому очень важно, чтобы в архиве были штаты, необходимые для работы. В пределах нынешнего бюджета мы делаем невозможное!

Чем вызван рост запросов? Сотрудники рассказали мне, что в прошлом году архив принял метрические книги XVIII – начала XX века из Управления ЗАГС – так называемые приходские экземпляры – по трём уездам: Бобровскому, Коротоякскому и Павловскому. Документы в конце года оцифрованы и выложены в свободном доступе. Теперь с ними можно ознакомиться через портал госуслуг в системе АИС.


– Мы-то предполагали, – говорит Наталья Геннадьевна, – что когда у людей появится возможность самостоятельно всё это смотреть, запросов будет меньше. Оказалось – наоборот! Кому-то нужны официальные архивные справки для предоставления в различные органы. Например, для вступления в наследство, подзахоронения к близким… А ещё – не все могут читать эти документы. Дело даже не в периоде, когда появился документ, а в почерке. Если для ревизских сказок специально обученные переписчики ходили по дворам и заполняли бланки разборчиво, то у священников и псаломщиков, делавших записи, почерк мог быть какой угодно. Как раз сегодня мы с Татьяной Солодовниковой, сотрудником нашего отдела, занимались расшифровкой…


Наталья Воротилина показала корреспондентам «Коммуны»

стенгазеты ХХ века. Фото Михаила Вязового.

Моя собеседница добавляет, что опыт работы с метрическими книгами у архива относительно небольшой, так как «наш консисторский экземпляр сгорел во время войны, и они у нас были представлены крайне фрагментарно»:


– Что такое «консисторский экземпляр»? Метрические книги составлялись в двух экземплярах. Один передавался в Воронежскую духовную консисторию, другой оставался в приходе, и там с ним работали священники. Наш, повторюсь, сгорел, а приходской после 1917 года, когда были созданы органы загс, поступал к ним. Но столетний срок их хранения истёк, и документы передали в ГАВО.


Принятые ранее книги Бирюченского уезда находятся в процессе оцифровки. Сканированием занимаются сотрудники отдела информационных технологий. В 2019 году предстоит принять и оцифровать материалы Богучарского, Землянского, Острогожского, Усманского уездов. В 2020-м – Борисоглебского, Воронежского, Задонского, Нижнедевицкого, Новохопёрского.


Журналисты «Коммуны» оказались свидетелями того, как идёт оцифровка метрической книги одной из церквей Бирюченского уезда.


– Я сканирую ценные документы, – рассказывает архивист Елена Жукова. – Очень старые, а есть и очень-очень старые! Например, семнадцатого века. Но в основном всё-таки девятнадцатый.


Сканированием документов (в том числе выполняя заказы посетителей архива) и обработкой полученных файлов Елена занимается ежедневно: «Стараюсь делать так, чтобы не пришлось редактировать, ведь на это уходит время. Пока получается!»


Елена Жукова сканирует старинную метрическую книгу.

Фото Михаил Вязового.

Прошлогоднее сканирование метрических книг из загса (несколько тысяч единиц хранения!) удалось осуществить в сжатые сроки потому, что обладминистрация выделила средства, прошли торги, и выигравшая их фирма привозила свои мощные сканеры в отдельное помещение на улице 9 Января.

У попавшего в хранилище появляется желание побродить среди полок, наугад брать дела и листать. Сколько интересного, того, что поможет потомкам лучше понять и прошлое страны, и её сегодняшний день, таит любая полка! Рядом со входом в одно из хранилищ я увидел фонды личного происхождения: множество папок с материалами прозаика Николая Задонского, композитора Юрия Воронцова. Сравнительно недавние поступления – фонд литературоведа Олега Ласунского.


– Он очень интересен! – говорит Наталья Воротилина. – Принят фонд был давно. Три года его описывали. Там около 17 тысяч единиц хранения! Сейчас Олег Григорьевич собирает ещё документы для сдачи.


Документы писателя Юрия Гончарова передала в ГАВО его дочь в 2016 году.


– Она спросила: «Ещё есть его рисунки. Вам или музею их передать?». Мы говорим: «Нам!», – вспоминает Наталья Воротилина.


Два года назад архив принял фонд Воронежской обладминистрации (ныне – правительство Воронежской области). Это документы с 1992-го по 2009 год: законы, постановления, распоряжения. Из статьи, опубликованной в прошлогоднем, четырнадцатом выпуске «Воронежского вестника архивиста», я узнал, что фонды ГАВО пополнились, среди прочего, документами областного суда, театра кукол «Шут», Воронежской государственной архитектурно-строительной академии…


Но есть и пример, когда материалами пришлось поделиться с коллегами:


– Площадей у нас катастрофически не хватает. А бывший партархив сейчас слабо комплектуется, и места у них много. Несколько лет назад было принято решение передать им документы профсоюзов, – в голосе Натальи Геннадьевны ощущается некая грусть по поводу того, что столь ценные материалы теперь окажутся в другом месте.


– Они будут передаваться по 2021 год включительно, – рассказывает начальник отдела обеспечения сохранности документов Наталья Новикова. – А началась передача в 2016 году. Это более 50 тысяч дел по всем отраслям промышленности.

Экскурсия по этажам архива подходила к концу, когда Наталья Воротилина привела нас в дальнюю часть одного из хранилищ и показала десятки стенгазет, которые в разные годы и по разным поводам вели сотрудники ГАВО.


– Есть здесь и газеты 1960-х! В основном поводом был День архивов. Или, например, посылали архивистов в колхоз, а потом они делали стенгазету с фотографиями. Смотрите, это Саша Акиньшин грузит свёклу! Есть газета с автографом известного киноактёра Георгия Вицина. Девушка, которая должна была её делать, пошла на концерт Вицина с ватманом, чтобы взять автограф. Он нарисовал сам на себя шарж. Мы эти стенгазеты отреставрировали и периодически вывешиваем!


У подобных артефактов, конечно, особая ценность. На протяжении десятилетий, готовясь к профессиональному празднику, люди заполняли лист ватмана фотографиями, юмористическими посвящениями, стишками, шаржами и коллажами «для своих». Годы спустя мы осторожно перебираем эти листы и любуемся дошедшими до нас фрагментами повседневности ушедшей эпохи, проникаемся настроением тех праздников. Когда-то архивисты брали в руки краски и ножницы, в нынешнем веке овладели искусством фотошопа. То, что старые стенгазеты сохранились, – ещё и свидетельство серьёзного отношения сотрудников ГАВО к своему делу. Так же бережно, как историю Воронежской области, они сохраняют и историю собственную.

Источник: газета «Коммуна» | №27 (26875) | Вторник, 9 апреля 2019 года

.

Подробнее читайте на ...

документы наталья гаво воронежской архив хранения воротилина отдела