Гравитация, или неземное притяжение

Гравитация, или неземное притяжение
фото показано с : communa.ru

2017-6-5 14:27

VII Платоновский фестиваль искусств | Культовые музыканты – композитор и пианист Антон Батагов и пианистка Полина Осетинская – познакомили воронежцев со своим искусством и философией этого искусства Анна Шалагина Имена Антона Батагова и Полины Осетинской в программе VII Платоновфеста означали, что ожидаемый концерт соберет много любителей оригинальных решений и что зал будет полон.

Так и случилось на второй фестивальный день в Воронежской областной филармонии, где артисты выступили со своей известной программой «Гравитация».


Почему «Гравитация»? Притяжение противоположностей, разных полюсов – белого и черного. Таким был «дизайн» их концертной программы, таким мыслится музыкантами их искусство, на которое действует сила притяжения земного и, наоборот, высшего сферического. На этой тонкой грани они выстраивают своё творчество, тонко балансируя между классикой, джазом, рок- и поп-музыкой.


Больше десяти лет Антон Батагов не выступал как пианист, погрузившись в поиски новых творческих полюсов, изучая буддийскую философию, тибетские практики. Результатом этих погружений, о чём он рассказал, встретившись накануне концерта со студентами Воронежского института искусств, стала его рок-кантата «Тот, кто ушел туда» на древние буддийские тексты. Как и прочие сочинения Батагова-композитора, это выполнено в минималистской технике. Как-то он сказал: «Минимализм — это не технология. Это просто единственный ненасильственный способ организации звуков во времени, не являющийся своевольным человеческим измышлением». Хотя к самому затвердевшему слову «минимализм» относится не без доли иронии. «Кто-то придумал это слово лет пятьдесят назад, – говорит он, – но так музыку писали всегда, в народной, духовной традиции».


Сегодня дискография Антона Батагова насчитывает более сорока альбомов. Он – автор музыки к ряду кинофильмов, музыкального оформления ведущих телеканалов, после выхода из исполнительской паузы в 2009 году – активно концертирующий пианист.


Совместный проект с Полиной Осетинской предусматривает фортепианные программы для двух роялей, что делает возможным достигать самых разных оригинальных интерпретаций. Вот и в концерте в Воронежской филармонии музыканты соединяли разные стили, предварительно погрузив слушателей в полную темноту для большего приближения к вечно искомой нирване.


В первом отделении прозвучало два произведения Батагова – «Последний алхимик» памяти Евгения Головина, русского философа и поэта, знатока алхимической традиции, и «Бастер Китон» – тоже сочинение с посвящением – великому американскому комику немого кино, который никогда не улыбался. Совершенно два разных композиторских опыта, позволяющие оценить возможности «перевоплощения» минимализма. В первом – бесконечные попытки обретения знания, во втором – простенький американский регтайм, искрящийся легкими импровизациями, вполне в духе незатейливого тапера, сопровождающего своей игрой события на черно-белом экране. Своими сочинениями автор начал и закончил первое отделение. В середине же оказались Чакона соль-минор Генри Перселла и «Шесть античных эпиграфов» Клода Дебюсси. В ней, в этой середине, и сконцентрировались разные стили – барокко, античность, импрессионизм, а если взглянуть на всё глазами исполнителей – то и минимализм.


Во втором отделении снова звучали минималисты – Филип Гласс и Дэвид Лэнг, имена, привычно ассоциирующиеся с известным стилем, но к ним примкнул и Равель с его знаменитым «Болеро» в авторской транскрипции для двух роялей. Гласс был представлен фрагментом из его оперы «Einstein on the Beach», а вещь Давида Лэнга называлась «Gravity» – это название получила и вся программа.


Стоит вспомнить, что в своё время Антон Батагов был одним из первых исполнителей музыки минималистов в России, – и он остается верен своим вкусам.


Фото Михаила Квасова

.

Подробнее читайте на ...

разных пианист батагов минимализм батагова антон гравитация