Коэффициент недоверия

Коэффициент недоверия
фото показано с : communa.ru

2016-1-18 11:32

Ситуация | Конфликт нескольких солистов Воронежского театра оперы и балета с администрацией напомнил о копившихся годами проблемах Виталий Черников Началась эта история в один из последних дней 2015 года.

Впрочем, на самом деле гораздо раньше. Поводом для шумихи в воронежских СМИ стало коллективное заявление об увольнении, поддержанным исполняющим обязанности директора театра Александром Арнаутовым. Вызвано оно было решением художественного руководителя труппы Андрея Огиевского, поддержанным исполняющим обязанности директора театра Александра Арнаутова, начислять зарплату работникам исходя из персональных повышающих коэффициентов (ППК).


К середине минувшей недели участников «восстания» осталось восемь. В их числе – Алексей Иванов, Людмила Солод, Дмитрий Башкиров, Назарий Немченко.


Как вскоре выяснилось, подобные коллективные заявления не имеют никакой юридической силы. Артисты и сами говорят, что вовсе не собираются уходить из театра. Андрей же Огиевский отметил, что «как чиновник вообще может не реагировать на такие заявления». И тем не менее реагировать пришлось.


- Художественный руководитель назвал чёрное чёрным, а белое – белым! – убеждён Андрей Кириллович. – Долгое время было наоборот. Ряд солистов получали завышенные ППК. При этом работали мало, постоянно брали больничные. Кое у кого качество исполнения партий было ниже всякой критики. Я основывался на методике, которая абсолютно законна и, кстати, была принята в театре, но почему-то не работала.


Отвечая на мои вопросы, Огиевский подчеркнул, что «принял театр, когда тот находился на грани финансового краха. За невыполнение госзадания предыдущим руководством с театра сняли премии, и артисты оказались на голом окладе. Это семь – девять тысяч рублей в месяц».


Теперь зарплата, которую получает солист, формируется на основе совокупности критериев – таких, как профессиональный уровень артиста, его отношение к своим обязанностям, количество исполненных партий в спектаклях, опозданий, отказов от роли, взятых больничных. Значительным фактором для повышения ППК является премия, завоёванная на международном конкурсе. В результате, подчёркивает худрук оперного, у большинства зарплата повысилась. В том числе и некоторых протестующих.


- Есть артист, который спел за 2015 год 62 спектакля. Это очень много при норме 20 - 40 спектаклей. А среди подписантов один выходил на сцену пять раз, другой – восемь… - добавляет Огиевский.


На эти слова есть контраргумент у тенора Уриэля Граната:


- Спектакли, в которых я принимаю участие, в частности – «Сельская честь» и «Тоска», совершенно несправедливо сняты с репертуара. В конце января буду участвовать в «Паяцах» - и это мой второй спектакль в нынешнем сезоне.


Андрей Огиевский рассказал журналистам, что «Тоску» предполагается восстановить. Спектакль исчез из репертуара потому, что декорации нуждаются в ремонте. Средства для него худрук обещал найти.


Скандал в оперном стал поводом для двух пресс-конференций. Первую провели на прошлой неделе представители оппозиции, вторую, на следующий день, - администрация, пригласив на разговор с журналистами членов труппы, которые выступают на её стороне. Пришли и оппоненты. Жаркая дискуссия в присутствии представителей СМИ случилась – и хочется верить, что она оказалась полезна для обоих сторон.


Надо отметить, что участники «восстания», по сути, отказались от соучастия в грязной кампании, развёрнутой парой пропагандистских сайтов против режиссёра Михаила Бычкова, с которым некоторые из этих солистов ныне работают над оперой «Дон Жуан» (поставить что-нибудь предложил Михаилу Владимировичу худрук оперного). Артисты сознательно переводили разговор в русло, так сказать, социальное. В обращении восьми солистов к руководителю Департамента культуры Воронежской области Эмилии Сухачевой затронут ряд серьёзных проблем, основная часть которых, судя по всему, появилась не месяцы назад, когда в театре появился новый художественный руководитель, а копилась годами.


Конечно, такие темы, как наделение худсовета реальными полномочиями или оправданность затрат на приглашение певцов извне, «хотя есть и свои», заслуживают обсуждения. К тому же письмо стало ещё одним напоминанием о скромных зарплатах работников театра, несколько лет, кстати, ждущего капремонта.


При этом с серьёзными темами, поднятыми в письме, соседствуют спорные. Следует ли обвинять худрука (тогда только что занявшего должность) в том, что во время показа спектакля на День города на площади имени Ленина «солисты выходили петь, а микрофоны включались только через минуту после начала их выступления»? Нормально ли для певцов-профессионалов выражать сомнения в необходимости постановки одного из шедевров оперного искусства, приводя такие аргументы: «Опера «Дон Жуан» - не самая популярная опера композитора. И, следует отметить, что моцартовские постановки не пользуются в Воронеже очень большим спросом»?


На пресс-конференции в театре выяснилось: авторы письма признают и прежнюю систему оплаты их труда несправедливой. В этом вопросе выглядели солидарными «оппозиционеры» Алексей Иванов и Светлана Дюдина и, скажем, оказавшаяся «по другую сторону баррикад» Анастасия Черноволос:


- Седьмой год работаю я в театре. И до сего момента мои ППК и квалификация не менялись вообще. Я работала на одной из самых низких зарплат – несмотря на то, что удостаивалась премий и исполняла ведущие партии.


Однако у оппонентов Огиевского вызывают вопросы некоторые критерии, которые будут определять их зарплату. Должен ли работник быть наказан за то, что заболел, потерял голос?


Андрей Огиевский пообещал, что репрессий против несогласных не будет. Напомнив, что предыдущие ППК не менялись год, он сказал, что отныне этот вопрос будет решаться более демократично. Коэффициенты будут меняться раз в квартал. Также он сообщил, что в марте пройдёт после перерыва в несколько лет аттестация. Сначала в оперной труппе:


- Чтобы никто не обвинил нас в предвзятости, в качестве экспертов пригласим выдающихся оперных певцов.


Позже художественный руководитель театра оперы и балета добавил к сказанному:


- Существуют три категории: ведущий мастер сцены, солист высшей категории, солист первой категории. По итогам аттестации не обязательно кого-то увольнять. Достаточно понизить категорию. Или повысить.

.

Подробнее читайте на ...

театра ппк огиевский андрей солистов театре категории худрук