Материнская доля большой актрисы

Материнская доля большой актрисы
фото показано с : communa.ru

2016-3-1 18:25

80 лет назад, второго марта 1936 года, в Воронеже родилась Ия Саввина – впоследствии Народная артистка СССР, у которой была блистательная и трагическая жизнь Николай Старых, журналист В 1958 году Ия Саввина окончила факультет журналистики МГУ, играла в студенческом театре этого вуза.

В 1960 году стала актрисой Театра имени Моссовета, с 1977 года – во МХАТе. Исполняла ведущие роли в спектаклях «Дачники», «Утиная охота», «Дядя Ваня», «Так победим!», «Вишнёвый сад» и других. В кино – с 1960 года,. Сыграла в 60 художественных фильмах и телеспектаклях – «Дама с собачкой», «Анна Каренина», «Открытая книга», «Романс о влюблённых», «Дневник директора школы», «Чужая», «Служили два товарища», «Гараж» и других.


Лауреат Государственной премии СССР (1983, «Частная жизнь»), лауреат Государственной премии РСФСР(1990, «История Аси Клячиной…»). Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1999). Орден Дружбы (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).


Честно признаюсь: я не проявил большого энтузиазма, когда в феврале 2006 года получил задание от главного редактора «Коммуны» Виталия Жихарева – созвониться с Ией Саввиной и подготовить материал к её 70-летию. Ведь не кто-нибудь, а знаменитый Алексей Баталов, партнёр «нежной» актрисы по фильму «Дама с собачкой», в одном из интервью назвал Саввину не только «дамой, имеющей жуткий характер», но и «чёртом в юбке».


– Да ты не бойся, – успокоил Виталий Иванович, вручая номер домашнего телефона Ии Сергеевны. – Она тётка нормальная – строгая, но справедливая. Вот увидишь – ещё в гости к себе позовёт, на дачу. Знаешь, какие она соленья делает, – язык проглотишь! А там, глядишь, и графинчик наливки выставит, особенно если у неё в гостях задушевная подруга будет – балерина Екатерина Максимова…


И действительно, Саввина в гости позвала. Дескать, вот наступит лето, и приезжайте (увы, в мои планы это ни тогда, ни позже не входило, всё свелось к дежурным звонкам по праздникам и дням рождения, о чём я стал жалеть с 27 августа 2011 года – со дня смерти актрисы вследствие осложнений меланомы).


Вообще же, едва заслышав про «Коммуну» и Воронеж, Ия Сергеевна проявила крайнюю доброжелательность, а затем предалась воспоминаниям («Коммуну» я с детства помню», «раньше в Воронеже был Щепной рынок, имелись мясные ряды в районе нового драмтеатра. Я любила туда ходить; естественно, не сама, а с мамой или тетей. Я изображала из себя разную девочку – то давала разумные советы, то до хрипоты торговалась, то капризничала до истерики… Понятное дело, мне подыгрывали, смеялись или негодовали. И мало того, что я была в центре внимания, так меня ещё и угощали, а в худшем случае – мама или тётя покупали пирожок с ливером…Очень жаль, что не уцелел мой родной дом на улице Щемиловской, ныне это улица Короленко – в сторону водохранилища, вниз от центрального телеграфа. Зато моя двоюродная сестра Нина, то есть врач Нина Васильевна Шернина, по-прежнему живёт в Воронеже»).


«Суровая Саввина» спокойно ответила на мой довольно-таки бестактный вопрос о «делах семейных», однако попросила: «Вы лучше не касайтесь этой больной темы в интервью – не хочу лишних пересудов, особенно на моей малой родине».


Разумеется, я просьбу выполнил. Не стал даже цитировать общедоступную информацию из Википедии. Кстати, эта электронная энциклопедия ныне так отражает былое семейное положение Ии Саввиной: «Мужья: Всеволод Шестаков (1927-2011), учёный-гидрогеолог, актёр; сын – Сергей (род. 27 марта 1957), страдает синдромом Дауна, имеет высшее образование, художник. Анатолий Васильев (р. 1939), актёр Театра на Таганке (познакомились в 1979 году, более 30 лет прожили вместе, не расписываясь, официально заключили брак за две недели до смерти Саввиной)».


Про материальное положение артистки и её семьи разговора у нас не было. Лишь в 2011 году из еженедельника «Собеседник» я узнал: «Престижное жильё на Фрунзенской набережной – это только часть совместного наследства актрисы с сыном. Ей принадлежала шикарная квартира в Большом Власьевском переулке, в ней дорогая антикварная мебель XVIII века, ценные картины и предметы старины, которых, как говорят друзья семьи, полон дом, дача под Костромой и дорогая иномарка».

В минувшее воскресенье, 28 февраля, на канале ТВ Центр был показан документальный фильм «Ия Саввина. Что будет без меня?». Он рассказал о блистательной и трагической жизни Ии Сергеевны и открыл для всех россиян немало тайн.


К примеру, стало известно, что «с Анатолием Васильевым Ия Сергеевна прожила более 30 лет и умерла у него на руках, завещав ему самое дорогое, что было у неё в жизни, – сына. Саввиной казалось, что её смерти Сергей не переживёт. Сегодня ему 55. . . Он ходит в соседнюю церковь и ставит за маму свечки. Сергей по своему мироощущению ещё четырех-, пятилетний ребенок. А дети верят, что их родители бессмертны. . . »


Как сказано в фильме, «весной 1957 года молодую маму убеждали оставить ребёнка в роддоме – говорили, что такие дети редко живут дольше 16 лет. Но Ия даже не хотела об этом слышать. Вопреки всем медицинским прогнозам Сережа стал играть на рояле, переводить с английского, выучил наизусть невероятное количество стихов и в 38 лет начал неподражаемо рисовать».


Что будет с Сергеем после ухода из жизни его опекуна Анатолия Васильева, которому уже 77 лет, остаётся только гадать.


На похоронах Ии Саввиной из родственников присутствовал только её муж. Каково же было удивление журналистов всё того же еженедельника «Собеседник», когда оказалось, что «у Ии Сергеевны есть ещё мать и сестра, живущие в Красногорском районе Московской области. Матери актрисы Вере Ивановне исполнилось сто лет. Дочь, с которой она живёт, старается ограждать Веру Ивановну от дурных новостей, так что о смерти Ии Сергеевны она не знает».


Но то было в 2011 году. Так что вопрос, поставленный в документальном фильме «Ия Саввина. Что будет без меня?», остаётся, по сути, открытым. К сожалению, журналистский штамп «время покажет и всё расставит по своим местам» в данном случае является более чем уместным. Впору переключиться на то «вечное», о чём говорила мне Ия Сергеевна в далёком теперь уже 2006 году.

Из интервью газете «Коммуна» (опубликовано под заголовком «Ты – солнышко мое, лесной колокольчик…»):

– В свое время Фаина Георгиевна Раневская обняла меня и в свойственной ей «юморной» манере сказала: «Ты – солнышко мое, лесной колокольчик. Но с примесью гремучей змеи». И прибавила: «Хватит змеи, пусть будет только колокольчик». Надеюсь, так и произошло. Я училась у Фаины Георгиевны незабвенной любви к Родине, её умению воспринимать жизнь такой, какая она есть. Она презирала тех, кто пресмыкался ради куска хлеба или искал лучшей доли за границей.


Я отказалась сниматься у Кончаловского в продолжении «Истории Аси Клячиной» – в фильме «Курочка ряба» – я посчитала его антирусским. . . Схожая ситуация была с фильмом «Трясина» Григория Чухрая – я не сочла возможным исполнять роль женщины, укрывающей в войну сына-дезертира… Это не по мне – ничто не может оправдать предателя Родины.


К слову, вы знаете, как полностью называется фильм про Асю Клячину? «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была». Для меня определение «гордая» представляется исключительно важным. Таким должен быть артист по жизни. Артист и человек. Человек!


Моя мама была врачом, но в фильме «Каждый день доктора Калинниковой» я боялась одного: как бы не скопировать внешнюю сторону её работы. Для меня было важно другое: показать, что сильно уставшая, задерганная операциями и консультациями доктор Калинникова абсолютно счастлива – она довольна: тем, кому могла помочь, – помогла; что была в состоянии сделать – сделала.


В «Даме с собачкой» я изобразила светлую, очень русскую женщину, слабую, но сохранившую в неприкосновенности драгоценные запасы любви. А вот в «Гараже» моя героиня – обаятельно улыбающаяся, но тем не менее циничная и хищная профсоюзная руководительница советской поры. А разве озвучивание Пятачка в мультфильме про Винни-Пуха мне не удалось? Если всего этого не уметь делать, – незачем «ходить в артисты».


Да, я ефремовская актриса, потому что исповедую его жизненное и творческое кредо – любить людей, отдавая всё-всё-всё театру, но не обслуживая зрителя, а давая ему всё, что можешь, без мелкого угодничества. Я надеюсь, что это есть. Есть и сохранится.

.

Подробнее читайте на ...

саввина саввиной актрисы смерти сергеевны фильме всё ещё