Мудрость доброго сердца

Мудрость доброго сердца
фото показано с : communa.ru

2017-7-21 07:00

Внимательный взгляд Полины Андреевны Бороздиной всегда располагал к душевному общению. Фото из архива филфака ВГУ. Слово об Учителе | Завтра сорок дней, как ушла из жизни легенда филологического факультета Воронежского государственного университета – доцент, преподаватель истории литературы народов России Полина Андреевна Бороздина Она ушла в почтенном возрасте, разменяв девять с половиной десятков лет, оставила сотни благодарных учеников, которых сумела приобщить к национальным литературам народов России, а ранее – СССР.

Для сближения культур, взаимопонимания людей Полина Андреевна сделала больше, чем иной дипломат. В профессиональном плане защитила диссертацию по творчеству Алексея Толстого, опубликовала около ста научных и учебно-методических работ, почти пять лет проработала деканом филологического факультета ВГУ. В общечеловеческом плане стала поддержкой и опорой для множества людей.

Заведующая кафедрой русской литературы ХХ и ХХI веков, теории литературы и фольклора ВГУ Тамара Никонова:


– Полина Андреевна Бороздина была человеком редкой доброты и отзывчивости, ассоциировавшимся с филологическим факультетом, со студенческой аудиторией, с тем удивительным и редким общением, которым она одаривала каждого, кто с ней сталкивался.


Учёный, вузовский преподаватель, Полина Андреевна была прежде всего Учителем в высоком, сегодня почти утраченном, значении этого слова. Она была в курсе всех студенческих судеб, активно включалась в самые сложные ситуации «не по службе, а по душе», до конца дней душевно откликалась на все кафедральные и факультетские события… Не одному поколению воронежских филологов памятен адрес Полины Андреевны, сохраненный ею кабинет Ильи Николаевича, её мужа и учителя, где проходили знаменитые бороздинские коллоквиумы. Этот дом всегда был открыт для общения и как нельзя более точно характеризовал Полину Андреевну и её отношение к людям.

Заведующая кафедрой культурологии Невского института языка и культуры, доктор филологических наук Галина Боева (г. Санкт-Петербург):


– У Полины Андреевны мы учились во второй половине 80-х, когда на волне перестройки нас настигла «возвращённая литература». Она читала курс Истории литературы народов СССР, а зачёт проходил дома у Полины Андреевны – в атмосфере демократичной, интеллигентной и, как бы сказали сейчас, толерантной. Советский Союз ещё не рухнул, и ощущение общности и сопричастности было реальностью (в университете вообще училось немало студентов из республик, ставших «сопредельными государствами»). Так вот, с Полиной Андреевной можно было спорить, выражать несогласие – это запомнилось. А от курса, который преподала Полина Андреевна, остались мысли о многоликости российской культуры.

Писатель, член Союза писателей России, лауреат Премии ЦФО РФ в области литературы и искусства Олег Трушин:


– Полину Бороздину отличали особая природная стать, порода… Даже в свои 95 лет Полина Андреевна выглядела элегантно, всегда подчёркнуто светски. При общении с ней «зажигался» какой-то особой силы свет, сравнимый лишь с чтением любимых книг или воспоминаниями о собственном детстве. Насколько она была органична в своих мыслях, как точна и изящна в выражениях, как тотчас подхватывала тему разговора, «брошенную» собеседником. До конца жизни у неё была феноменально крепкая «дальняя» и «ближняя» память, не дававшая осечек и не делавшая скидок на годы. Она умела внимательно слушать собеседника, временами вступая в разговор лишь для того, чтобы внести для себя определённую ясность. У неё всегда было своё собственное мнение. Но даже если её точка зрения расходилась со взглядами собеседника, она никогда не пыталась его переубедить в своей правоте. И это тоже была особая черта её характера – искреннее уважение к личности.

Журналист Эдуард Ефремов:


– Родившаяся в селе Перво, что под Рязанью, Полина Андреевна считается землячкой в каждой бывшей республике СССР. Её «Очерки истории литератур народов СССР», без преувеличения, не имеют себе равных, потому что на всей территории бывшего Советского Союза нет второго человека, который бы так знал не только литературу различных народов, но и их жизнь.


Её ученики никогда не забывали педагога. Однажды, уже в преклонном возрасте, Полина Бороздина сломала ногу. Узнав об этом, её бывшая студентка Наталья Белоконева тут же прилетела из Самары со своим мужем Владимиром, знаменитым хирургом. Занялись лечением. Пока Полина Андреевна шла на поправку, Наталья гостила в её доме и читала сказки, которые сочинила для своих внуков. В Самару ученица вернулась с твёрдым намерением издать свою книгу. К этому её подтолкнула Полина Андреевна.

Племянница Полины Андреевны, в недавнем прошлом – доцент кафедры романской филологии ВГУ Марина Дашкова:


– С тётей Полиной мы впервые встретились в 1938 году во время общего сбора большого клана Дашковых в селе Перво Касимовского района Рязанской области, откуда мы родом. А лучше я узнала её из писем, которые она писала мне – школьнице – из Туркестана, где в небольшом городке Фараб началась её трудовая биография. Полина Андреевна Дашкова учила туркменских детей русскому языку и литературе. И это происходило в Средней Азии с отголосками басмачества, с опасностями, порой подстерегавшими молодых женщин на улицах. С печально известным землетрясением 1948 года, которое Полина Андреевна пережила в самом сердце катастрофы – в Ашхабаде, и чудом осталась жива.


Ей было дано не на словах, а на деле – налаживать дружбу между народами, впитывая многонациональную культуру большой страны и бережно передавая её своим ученикам.


Там же, в Туркмении, случилась судьбоносная встреча с будущим супругом – Ильёй Николаевичем Бороздиным. Он был намного её старше, прошёл через репрессии, из-за этого не мог вернуться к преподаванию в Московском педагогическом институте. В 1949 году они вдвоём приехали по приглашению в Воронежский государственный университет и были вместе до самой его кончины. В 1963 году и я перебралась в Воронеж, где Полина Андреевна стала для меня больше, чем родственницей, – близким, родным по духу человеком. Ей самой было непросто в жизни, но мало кто об этом знал. Литература народов СССР, которую она любила, собрала в замечательный учебник, свела её с интересными людьми. К Полине Бороздиной уже после распада СССР с почтением относились представители национальных диаспор Воронежа. Она часто с ними встречалась. Участвовала в их жизни. Так же как и в жизни своих многочисленных учеников, родных и близких.

Житель города Электросталь Московской области Дмитрий Финкельберг:


– С Полиной Андреевной Бороздиной (в девичестве Дашковой) мы познакомились в середине 90-х годов, когда узнали, что у нас в Воронеже есть родня по материнской линии. Первый же визит в этот гостеприимный дом принёс столько радости и счастья, что хотелось приезжать и приезжать сюда ещё. За столом велись неспешные беседы. И какой рассказчицей была Полина Андреевна! О жизни с Ильёй Николаевичем в Туркестане, в послевоенном Воронеже, в Переделкино. О встречах с Пастернаком, Маршаком, с Лилей Брик…


Полина Андреевна много сделала для Воронежа, занималась делами театра, находилась в центре городских событий, удостоена звания «Почётный гражданин Воронежа». На стене дома 19, что по Театральной улице, есть четыре мемориальные доски, посвящённые знаменитым жителям. Вот если бы установили ещё одну доску, посвящённую нашей Полине Андреевне Бороздиной…

Подготовила: Наталья Столповская

Источник: газета «Коммуна» | №57 (26701) | Пятница, 21 июля 2017 года

.

Подробнее читайте на ...

полина андреевна народов ссср литературы андреевны полины бороздиной

Фото: communa.ru

В Воронеже скончалась известный литературовед Полина Андреевна Бороздина

Воронежский университет, филологический факультет с глубоким прискорбием сообщают о кончине старейшего сотрудника университета, доцента кафедры русской литературы ХХ-ХХІ веков, теории литературы и фольклора Полины Андреевны Бороздиной, последовавшей 13 июня 2017 года. communa.ru »

2017-06-14 13:33