Отталкиваясь от классики

Отталкиваясь от классики
фото показано с : communa.ru

2017-6-19 19:21

VII Платоновский фестиваль искусств | Только две постановки на прошедшем в Воронеже Платоновском фестивале оказались, что называется, в чистом виде связаны с хореографией Виктор Силин Первая – «Танго-шоу» из Аргентины.

Постановщики – а это Пилар Альварес, Клаудио Хоффманн и Марихо Альварес, – думаю, не случайно ввели в название слово «шоу». Тем самым они постарались обезопасить себя от возможных укоров критики и зрителей.


Первая часть называется «Лорка танго» и она, как сказано в программе, сделана по трагедии испанского поэта Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба». Но с таким же успехом в программку можно было вписать имя любого классика из любой страны, который так или иначе писал о трагической любви. Или даже взять сообщение из криминальной хроники из разряда бытовухи.


Понятно, что хореографическое искусство – искусство очень условное, оно позволяет хореографам и содержание телефонного справочника представить средствами пластики. Но уж если вы берете за основу конкретное литературное произведение, то это каким-то образом должно быть, если не во всей полноте, то хотя бы в главных моментах представлено. А нет главного – нет образов.


Единственный исполнитель – Амадор Рохас (он танцевал Смерть и Племянника) – поднимается на ту высоту проникновенности и виртуозности в танце, когда беспрекословно веришь в сценическую правду артиста. Все остальные – хорошей профессиональной выучки танцоры. Но подобное приходилось не раз видеть на различного рода конкурсах спортивных танцев латиноамериканской программы. Не более того.


Вторая часть программы названа «Сюита Тройло». Она посвящена памяти дирижера и композитора Анибала Тройло, в оркестре которого начинал в своё время великий Астор Пьяццолла. Здесь же есть просто попеременно выходящие на сцену танцующие танго пары. Потом они объединяются и все вместе (четыре пары) идут в танце по кругу. И есть вставные музыкальные номера квинтета, в котором особенно виртуозно играет на бандонионе Даниэль Бинелли.


Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что «Танго-шоу» – это танцевальная программа, танцполом для которой был не провинциальный клуб или дансинг, а сцена театра оперы и балета.


У голландцев все несколько сложнее. Программа называлась «Вечер с NDT2» (Nederlands Dans Theater; а почему 2 – второй, молодежный состав труппы).


В современной хореографии не следует искать какие-то в привычном смысле драматургические коллизии, также как в названиях постановок – подтекст. Есть собственно танец, есть движение в чистом его виде. Это и представлено в первой постановке, названной «Ловкость рук» (Sleight of Hand). От соло и дуэтов хореографы Соль Леон и Пол Лайтфут выкристаллизовывают ансамблевое исполнение. Вначале каждый из исполнителей набором своих индивидуальных движений словно примеряет наряд. А потом все выливается во взаимодействие, в коллективное, объединяющее действо. Потому, наверное, создалось впечатление, что танцующие только что пришли с улицы, они одни из нас.


Другая постановка «Взаимоподдержка» (Mutual comfort) хореографа Эдварда Клюга выделяется хореографическими нюансами, кажется, что полотно танца словно собрано из множества деталей. Но при этом нет чувства дробности, распада, наоборот, танец становится материально осязаем. Может, оттого, что в движениях заложена упругая пружинистая основа, бьют танцовщики пульсирующую дробь.


То, чем особо выделяется NDT-2, так это безупречной постановкой рук и плечевого корпуса. Ничего не скажешь – красиво! И это лишний раз подтвердили три солиста в семиминутной постановке Ханса ван Манена на музыку Иоганна Себастьяна Баха Solo. Три танцовщика под безудержную скрипичную музыку, сменяя друг друга, с поразительной четкостью на огромной скорости выполняют все выстроенные балетмейстером движения. Так или иначе, но поводом, подоплекой для хореографа здесь послужил классический танец. Виртуозные вращения, постановка рук, весь абрис тел танцовщиков – с головы до ног – говорят о классических корнях.


Да иначе и быть не может. Как бы ни фонтанировали современные хореографы в своих танцевальных фантазиях, какими бы изысками ни наделяли свои опусы, но всё зиждется на классике, на том и стоит.


«Танго-шоу». Фото Михаила Квасова.


Сцена из спектакля «Вечер с NDT2». Фото представлено пресс-службой Платоновфеста.

Источник: газета «Коммуна», №48 (26692) | Вторник, 20 июня 2017 года


.

Подробнее читайте на ...

иначе представлено рук танго-шоу танец выделяется танце музыку