Поиграем-ка в бирюльки!

Поиграем-ка в бирюльки!
фото показано с : communa.ru

2016-12-2 18:52

Увлечённые | Семейное дело. Или, выражаясь высоким слогом, семейный бизнес. Построить его – занятие не из лёгких. Начало всему – поиск своей ниши И здесь можно попытаться замахнуться на грандиозное, а можно выбрать другой путь и сделать по-настоящему домашнее, тёплое и доброе семейное предприятие.

Например, такое, как антимузей «Бирюльки», созданный в самом центре Рамони семьёй Наливкиных.

Наталья Столповская

Рамонский район, Воронежская область

Мимо старинной избы с крупной надписью «Бирюльки» так просто не проскочишь. Она стоит на пересечении дорог, перекрёстке столетий и словно волшебный домик из сказки так и манит путника зайти и окунуться в историю.


Хозяева избушки – индивидуальный предприниматель Елена Дмитриевна Наливкина и её супруг Роман Валерьевич. Обычная рамонская семья. Впрочем, не совсем обычная, а творческая и предприимчивая, с нуля создавшая уникальное семейное дело.


– По основной специальности мы с Леной – учителя, – начинает рассказ Роман Наливкин. – Я преподавал информатику, жена – иностранный язык. В школе работали долго. Но однажды на глаза попалось объявление в газете: «Проводится конкурс на замещение должности директора районного информационно-туристского центра». Вот Лена и решила попытать счастья, выиграла конкурс, стала директором.

Подсказка старинной избы

Елена Наливкина не один год отдала работе в Центре, который в первую очередь занимался продвижением главного исторического объекта Рамони – дворцового комплекса Ольденбургских.


– Люди приезжали на экскурсию и всегда задавали вопрос: «А что у вас ещё есть в Рамони?» – подключается к разговору Елена. – Так возникла тема, ставшая предметом для размышлений. Два года мы пытались подойти к ней с разных сторон. Я привыкла работать с туристами, Роман – с детьми. Так и решили: создадим уголок для маленьких туристов. Чем станем с ними заниматься? Вот тут как-то само и родилось: «А давайте будем в бирюльки играть!»


Слово – не воробей. Наливкины приступили к изучению сути вопроса. Узнали, как выглядят бирюльки, из чего их делают и как в них играют.


Нежданная придумка стала стремительно обрастать подробностями. Скоро нашлись и мастера, которым была заказана первая партия деревянных фигурок. Но окончательно дело сладилось после того, как будущие предприниматели узнали о продаже знаменитого старого дома. Деревянная изба с необычной историей (её в 1952 году по частям перевезли из села Поляна в Рамонь и здесь собрали) всегда вызывала у них интерес, давала пищу для творческих идей. Она же стала и основой семейного бизнеса. Чтобы купить дом, Наливкины продали квартиру, взяли в банке большой кредит. Окончательно переселились в приобретённое жилище, разделив жизнь на две половины: «до» и «теперь».


– Наше «теперь» тесно срослось с этим домом, и мы принялись думать, что в нём можно организовать, – делится Роман. – Первым, кто приехал посмотреть, как мы в нём обживаемся, был тогдашний глава Рамонского района Виктор Логвинов. Он нас понял, поддержал. Эта помощь и наше огромное желание реализовать идею с бирюльками и двигали дело вперёд. Избу приобрели в марте 2014 года, а уже в июле принимали в ней первых экскурсантов. Особых ремонтов не делали, хотели сохранить атмосферу дома.


Вместе с тем облик будущего антимузея преображался. Внутри него угадывался простой быт старинной русской избы. Причём в большей мере ее интерьер заполнили вещи, принадлежавшие прежним хозяевам: прялки, чесало для шерсти, кованый фонарь, лавки и даже сундук. К слову, оставлять новым жильцам сундук хозяйка не хотела. Дескать, плохая это примета.


– Пришлось купить его за символическую плату, – замечает Елена. – Но мы нисколько не пожалели. Предмет – колоритный. Тем более что в старину играть за обеденным столом было не в чести. Для игр и забав детвора устраивалась на лавке или на сундуке.

Игра не так проста

В процессе развития семейного бизнеса Наливкины поняли, что вся их предыдущая жизнь была подготовкой к новому делу. У Елены это – экскурсии, у Романа – уроки. Самое интересное, что и приобретать для музея ничего не пришлось. Всё, что нужно, находилось буквально под рукой.


– Поначалу опасались сложностей с реквизитом, – говорит Роман. – В старину всё делалось из натурального дерева: никакой пластмассы. Однако постепенно познакомились с мастерами, которые и в наше время занимаются производством игр из натуральных материалов, подружились с ними, стали сотрудничать. И всё равно хотелось сделать что-то своё. Так родились наши фирменные рамонские бирюльки.


Бирюльки – небольшие деревянные фигурки, напоминающие формами самовар, кувшин, шляпку и т. д.


– В старину это могли быть и слесарные или столярные инструменты: миниатюрные ножовочки, молоточки, – продолжает наш собеседник. – Суть игры заключалась в следующем: фигурки высыпались на стол, и игроки специальными крючочкам должны были вытащить из общей кучки одну бирюльку. Извлечь её надо аккуратно, бережно, чтобы не зацепить другие фигурки. Если вытащил, не пошевелив остальные бирюльки, она – твоя. Если что-то задел, бирюлька остаётся в игре, и в неё включается другой участник.


– Игра не так проста, как может показаться на первый взгляд, – делится Елена. – С её помощью развивали у детворы мелкую моторику пальцев, учили внимательности, усидчивости.


Существуют классические бирюльки, а есть те, которые Наливкины делают сами. Они чуть больше в размерах, имеют другой внешний вид, используют иную игровую стратегию.


На старинном токарном станке, который Роман смастерил, воспользовавшись чертежами из Интернета, юные посетители могут и самостоятельно выточить бирюльку, а затем оставить её себе на память.


Домотканые коврики-дорожки, рушники, предметы старинного быта переносят детвору в те времена, когда не существовало Интернета и даже электричества, но были добрые, уютные хаты и избы с русской печью, живыми запахами и милыми сердцу забавами.


– Всё, что вы здесь видите, мы привезли от бабушки Романа из Нелжи и от моей бабушки из Нижнедевицка, – обводит рукой горницу Елена. – Много любопытных вещей с историей нам передали друзья, перетряхнув свои чердаки и сараи.


– Дело наше, конечно, хлопотное, – говорит Роман, – и здесь дополнительные рабочие руки очень нужны!


Так, постепенно в круговорот забот семейного бизнеса оказались вовлечены родители Романа и Елены.


– Моя мама, Татьяна Павловна, отвечает за встречу туристов, сувениры и чай, – рассказывает Роман. – А отец, Валерий Викторович, токарь высочайшего класса с личным клеймом – здесь переквалифицировался и стал мастером по дереву. Все бирюльки – дело его рук.


Немалую лепту внёс в семейное предприятие отец Лены – Дмитрий Фёдорович Золотарёв. Когда-то давнымдавно он решил строить дом и по случаю заготовил кубов десять ольховых досок.


– Так получилось, что они не дошли до стройки, – поясняет Елена. – Но с другой стороны, мы теперь имеем шикарный, выдержанный материал для деревянных фигурок.

Почему антимузей?

Активно помогает развивать антимузей сын Наливкиных – Степан. Студент математического факультета вместе со своей девушка Ксенией – ветеринаром по профессии – организовали небольшое подворье, где посетителей «Бирюлек» встречают курочки, уточки, цесарки и кролики. Молодые люди готовы придумать свою программу, в которой будет задействована живность.


– Абсолютно всё, что окружает и наполняет антимузей «Бирюльки», имеет отношение к истории нашей семьи, – поясняет Елена. – В финале программы мы по традиции угощаем детей чаем на травах, рамонскими сладостями. А чай подаём в чашках, изготовленных на Рамонском заводе художественной керамики. В свое время там трудились наши родители, и в тяжёлые 90-е годы предприятие рассчитывалось с работниками посудой, выдавая её в качестве зарплаты. Кто мог предвидеть, что эта красивая керамика из накопившейся семейной коллекции тоже станет частью музея?


– Но почему антимузей?


– Потому что у нас можно всё трогать, брать в руки, играть. Не страшно, если дети оставят после себя беспорядок. Мы все вернём на свои места, ведь это – живой музей, где всё по-настоящему.


… На игровую программу приходит очередная группа детей. Как уверяют хозяева семейного бизнеса, уже девятисотая по счёту! Детвора с интересом рассаживается на уютных пеньках, весело и шумно реагирует на приветствие ведущих.


Роман и Елена в народных костюмах и среди живописных интерьеров антимузея настолько органичны, что веришь: они здесь жили всегда. Вот как поженились в Яблочный Спас – 19 августа 1995 года – так и стали частью этого удивительного дома, звеньями интересного семейного дела.


– Не страшно ли было пускаться в самостоятельное плавание, отрываться от привычных трудовых коллективов и налаженной жизни? – спрашиваю супругов.


– Да это было счастьем, оторваться от коллективов и вернуться в семью! – восклицает Роман. – До этого мы ведь друг друга практически не видели. Лена – директор районного Информационно-туристского центра. Я – директор школы в посёлке Комсомольский. Сын – молодец, вырос самостоятельным. Мы переехали сюда как раз в тот момент, когда он готовился сдавать ЕГЭ. Ему стало близко ходить в школу, и он страшно обрадовался и даже удивился, а почему мы раньше сюда не переехали.


– А как отнеслись к вашему смелому шагу друзья и, теперь уже бывшие, коллеги?


– Оценили по-своему: чудаки, мол, что с них взять, – улыбается Роман.


– Мне на полном серьёзе говорили: «Ну ладно Рома – он человек привычный к экспедициям и экстриму, но как ты могла на это согласиться?» – делится Елена.


Зато теперь, как утверждают Наливкины, они стали чаще видеться со своими друзьями, у которых появился повод приехать к ним в гости с детьми: посетить под Новый год двор полезных забав с ёлкой, в конце зимы побаловаться масленичными блинами-игрунами, весной потешиться на пасхальной горке. Ещё отведать хлеба собственной выпечки, который здесь ласково называют хлеб «Тадышний». Откуда такое название? Его дала одна бабушка, отметив, что вкус хлебушка напоминает детство, которое было тогда (по-деревенски – тады). Возвращение в детство, семью, тепло домашнего очага – и есть смысл дела, затеянного Наливкиными.


Семейного дела.


Роман и Елена Наливкины в интерьере антимузея. Фото Михаила Вязового.

Источник: газета «Коммуна», №96 (26636) | Пятница, 2 декабря 2016 года

.

Подробнее читайте на ...

роман бирюльки елена всё наливкины семейного антимузей наше