2017-8-7 16:02 |
Архивисты рассказывают | Хохольский районный архив в последние годы находится в поиске места, где поселится навсегда Возле одной из дверей на первом этаже местного Центра культуры и досуга – небольшая очередь.
Как рассказала мне позже хозяйка кабинета, простоя в работе архивных сотрудников не бывает, люди постоянно приходят за справками со всего Хохольского района.
Виталий Черников
В тот день, когда я оказался в районном центре, посетителей принимала директор архива Елена Кожевникова.
Но скоро вернётся из отпуска вторая сотрудница, и работать будет проще, конечно.
– Изначально архив располагался в селе Хохол, в очень старом, фактически заброшенном помещении, – вспоминает Елена Викторовна. – Там невозможно было не то что работать – держать документы было нельзя! В 2008 году сделали ремонт старого отделения неврологии – от больницы отдельно стоящее здание. Архив переселили туда. Но и то здание было старое, непригодное. Оно стало разваливаться. Начал уходить вниз фундамент… Здание буквально расползалось по швам, по стенам! И нашли нам новое пристанище. Как говорят, временное. Третий год мы здесь.
Видимо, для хранилища документов будет воздвигнуто новое помещение. И необходимые для этого расчёты районными специалистами, как рассказала мне руководитель архива, проведены.
– Глава района мониторил этот вопрос, – отметила моя собеседница. – Приезжали в райцентр специалисты из областного архива, знакомились с нашей ситуацией. Сказали, что документы, конечно, в подвале нельзя хранить.
Сейчас МБУ «Хохольский муниципальный архив» – это комната для приёма и архивохранилище, где собрано 139 фондов: документы организаций, предприятий, сельских администраций, колхозов, совхозов. Самые старые датированы 1943 годом. Более ранние не сохранились – во время Великой Отечественной эти места были некоторое время оккупированы врагом: освобождён район был в январе 1943-го.
– Не нашли ни актов уничтожения, ни причин уничтожения, – рассказывает Елена Викторовна. – Мы делали запрос в областной архив, и всем районам, которые находились под оккупацией, выдавали справки на основе своих материалов, что территория была оккупирована, в связи с чем документы уничтожены.
Тем не менее для местного жителя, интересующегося послевоенной историей своей малой родины, в хранилище найдётся немало ценных материалов. Кстати, до 1963 года на территории нынешнего района было два – Хохольский и Гремяченский. Потом было укрупнение. Объединились и архивы.
– У нас в основном краеведческой деятельностью занимаются работники музеев и редакция районной газеты. Готовят, например, к каким-то датам выставку или публикацию – и к нам обращаются. Насколько можем, мы им помогаем. Например, градообразующее предприятие у нас – сахарный завод. И они обращались в архив, когда у них случались круглые даты.
Я делюсь подозрением, что иные «районки» сейчас стараются не печатать материалы краеведческой тематики.
– Не могу сказать такого! – отвечает Елена Викторовна. – Редакция часто обращается к нам. Приходит корреспондент, фотографирует документы…
В настоящее время архив – муниципальное бюджетное учреждение, самостоятельное юридическое лицо.
– Фактически не подчиняемся никому, у нас иерархии нет. У нас есть учредитель – отдел сельского хозяйства и муниципального имущества районной администрации. Произошло это в 2009 году. Теперь не нужно бегать в администрацию ставить печати и прочее. Когда решили стать юрлицом со своими атрибутами, стало полегче, конечно. Теперь у нас своя печать! – смеётся Елена Викторовна.
Основной вид деятельности – предоставление услуг юридическим и физическим лицам на основании архивных документов:
– Например, сведения об имущественных отношениях, о работе – приказы о приёме и увольнении… Если есть необходимость, обращаются социальные службы по вопросам установления и снятия опеки, закрепления имущества за опекуном… Так как мы – муниципальное бюджетное учреждение, оказываем платные услуги. Люди за получение справок платят.
Заработанные средства позволяют приобрести для архива стеллажи, мебель, компьютеры, папки.
Помещение, где хранятся документы, когда-то принадлежало библиотеке. Потом книги перенесли в другой подвал здания, а в этом сделали ремонт.
– Там нормально, сухо. Но нет запасного выхода, труба проходит… Если её прорвёт – придётся вплавь всё это выгружать наверх! – тревожится директор.
Впрочем, для постороннего само зрелище большого помещения, в котором тянутся ряды полок, заполненных материалами о чьей-то прошлой деятельности, выглядит завораживающе.
Кстати, здесь хранятся и подшивки районной газетыКогда-то она называлась «За коммунизм». Потом – «За коммунистический труд». Теперь – «Народное слово». Среди старых подшивок сохранились даже макеты полос и журналистские рукописи середины 1960-х.
По краям некоторых документов военного времени – следы заинтересованного их изучения мышами. Елена Кожевникова предполагает, что это произошло ещё до того, как бумаги попали в хранилище: видимо, сдавали их не всегда своевременно. Хотя и в старом здании, признаётся она чуть позже, мыши были одной из проблем.
Одно из самых старых дел – папка с приказами директора машинно-тракторной станции по личному составу за 1943 год. Раскрываю её, читаю приказ, датированный 5 февраля 1943 года: «Зачислить на работу в качестве кузнецов следующих тт. : 1) Паринов Тих. Алекс. 2) Шаматов Ив. Вас. 3) Самойленко Гр. Митр. 4) Хрипунов Ал. Вас.
. . . Принять на работу в качестве слесарей: 1) Шалашов Ал. Вас.
2) Квасов Егор Васильевич 3) Щеберяков Александр Николаевич»… Листая документы того времени, ощущаешь, насколько остра была нехватка бумаги.
Даже в делопроизводстве использовалась та, что оказывалась под рукой. Например, список деталей трактора, отпечатанный когда-то в типографии в учебных целях или бывший частью инструкции для водителей. Пошёл в дело даже номер газеты «Коммуна».
– Сейчас не вспомню точно, в каком из дел мы это видели, но некоторые документы писались на обороте немецкой карты! – рассказывает моя собеседница.
Мы уже завершаем наш разговор, когда Елена Викторовна говорит:
– Когда нас в архиве было трое, я имела возможность поискать информацию о том, сколько когда-то в районе было школ. Людей было меньше, но в каждом населённом пункте своя имелась. Когда сравнила цифры, поразилась!
В районном архиве хранятся документы начиная с 1943 года. Фото Виталия Черникова.
Источник: газета «Коммуна» |№62 (26706) | Вторник, 8 августа 2017 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...