А прошлое проступает сквозь нас незримо

А прошлое проступает сквозь нас незримо
фото показано с : communa.ru

2016-3-1 19:13

Круг чтения | Жанр книги «Между небом и асфальтом» её авторы определили как «визуально-поэтическая бродилка по Воронежу» Выпущенная издательским домом «Фауст», она представляет собой альбом линогравюр Дениса Булавинцева в сопровождении поэтических текстов Лены Дудукиной.

Выпущен он благодаря гранту Департамента культуры Воронежской области, выделенному художнику. Стихи писались специально к 34 линогравюрам. Живущий в Орле художник Захар Ящин – кстати, выпускник журфака ВГУ – создал макет альбома.

Виталий Черников

Презентация книги состоялась в книжном клубе «Петровский». Лена Дудукина читала стихи, за её спиной на экране возникал Воронеж, каким увиделся он Денису Булавинцеву.


Музыкальное сопровождение презентации, органично используя шумы города, помог создать Макс Жриводкин из группы «радиоАвгуст».


– Я – человек местный, – так начал своё обращение к публике Денис Булавинцев. – Родители мои отсюда, я здесь всю жизнь живу, наблюдаю разные процессы, которые в городе происходят. И это, конечно, какой-то эмоциональный след оставляет. И в творчестве Воронеж тоже является довольно важной темой для меня. Но есть и другие люди, которые сюда приезжают и отсюда уезжают. Их много, они тоже видят, что у нас происходят. Кого-то это трогает, становится темой для творчества.


В качестве примера Денис привёл поэта Андрея Родионова, который часто бывает в Воронеже и однажды написал для готовившейся книжки стихи – о том, «что больше нет в Воронеже трамвая». Написанные нашим современником стихи выглядели отсылающими (скорее всего, невольно) к опубликованным в 1927 году на страницах журнала «Новый ЛЕФ» стихам 1 поэтессы Нины Логофет:

Город как город,

Говоря проще,

Одно горе:

От края до края

Одни извозчики –

И нет трамвая!

Тогда его здесь ещё не было, теперь – нет уже.


– Воронеж – самый большой город в России, а может, и в Европе, где нет трамвая. Да и троллейбус у нас себя не очень хорошо чувствует, – напомнил Денис Булавинцев.


«Между небом и асфальтом» вполне можно использовать и как путеводитель по городу. Есть даже созданная Денисом Булавинцевым карта Воронежа. Изображены главным образом места, известные каждому воронежцу, да и потенциальным гостям они по большей части знакомы (благодаря открыткам, конвертам, а с недавних пор ещё и магнитикам). Присутствуют в книге не только железнодорожный вокзал, конечно, особо важный персонаж для приехавшего в Воронеж, а не рождённого в нём автора стихов, но и площадь Ленина, и памятники Кольцову и Никитину. Иногда даже «зафиксированные» с разных точек.


Разумеется, поэтами эти уголки города воспевались задолго до того, как в него прибыла из Владимира Лена Дудукина. В её стихах также случается пафос, но всё же цикл получился совсем не про парадную сторону жизни нашего города, который «памятники выпячивает, но и руин не прячет». Автор, оказавшись возле памятника И. С. Никитину, вспоминает о том, что создавался он на народные пожертвования – сейчас это назвали бы «краудфандингом», – но не получается забыть и о том, что во время оккупации Воронежа в 1942-43 годах Кольцовский сквер оказалось местом, где хоронили немецких солдат. А местный цирк построили на месте кладбища.


Назначив же встречу возле Белого Бима, поэт ностальгирует о Дюймовочке, когда-то, говорят, украшавшей фонтан по соседству, но потом куда-то исчезнувшей.


Лена Дудукина. Фото Виталия Черникова

Источник: газета «Коммуна», №№ 17-18 (26557-26558) | Вторник, 1 марта 2016 года

.

Подробнее читайте на ...

стихи воронеж лена город трамвая города дудукина денис