
2018-3-2 18:46 |
Как живёшь, глубинка? | В Аннинском архиве можно не только получить нужную справку, но и отыскать материалы об известном поэте Виталий ЧЕРНИКОВ р. п. Анна – Сюда я попала случайно, – рассказывает главный специалист – руководитель архива Администрации Аннинского района Ирина Сенчихина.
– Закончила геофак ВГУ, а распределения к тому времени пошли под откос. Начала искать, где можно трудоустроиться в райцентре. Как раз в архиве было место. И сразу – в начальники! Даже сама не ожидала.
Работает здесь она с 1989 года. Признаётся: поначалу у неё и понятия о том, что такое архивное дело, не было. Кажется, иные особенности работы службы и сейчас вызывают лёгкое удивление:
– Когда пришла впервые, оказалось, в архиве существует план, который нужно выполнять! Даже справки, которые мы выдаём, запланированы. Естественно, перевыполняем, и во много раз. Документов по личному составу много, и они постоянно пополняются!
В последние годы я часто бываю в воронежских архивах, где регулярно встречаю не только местных историков, но и приехавших из разных уголков Воронежской области краеведов. Но и в провинциальных хранилищах порой можно отыскать ценные документы, позволяющие больше узнать о тех или иных эпизодах прошлого. Много ли людей, увлечённых таким поиском?
– С историей нам самим некогда работать, если честно, – говорит Ирина Валентиновна. – Повязаны рутиной с документами! Конечно, у нас бывают и студенты, которым нужно какие-то курсовые сделать. На днях учительница приходила из школы, смотрела документы за 1962 год, искала материалы о поэте и журналисте Алексее Прасолове. Он в Аннинском районе какое-то время работал. Периодически подобные запросы поступают. Помогаем по мере возможности.
Краевед сможет проследить при желании и такие аспекты истории района, как изменение границ. В 1957 году частью района стал Садовский, пятью годами позднее в состав вошёл Архангельский: – У них своих архивов не было, насколько я знаю. Видимо, свою документацию хранили сельские Советы, а потом передали нам то, что у них имелось.
Самые ранние из имеющихся документов датированы второй половиной 1930-х годов. Заглянув на сайт Архивной службы Воронежской области, я выяснил, что речь идёт, в частности, о материалах районной прокуратуры, Васильевского, Николаевского, Архангельского, Островского поселений.
– Довоенных, может быть, всего несколько дел, – рассказывает моя собеседница. – В основном всё же – начиная с 1940-х. А так у нас архив управленческой документации – решения, планы, отчёты и плюс сейчас прибавились материалы с 1990-х – ликвидированные организации сдают документы по личному составу. Основная загруженность – работа со справками. У нас налажено электронное обеспечение с Пенсионным фондом, и мы переходим на электронный документооборот. То есть основная масса людей уже идёт в Пенсионный фонд, а они уже делают запрос.
Важное направление деятельности – обеспечение сохранности документов ликвидированных организаций. Архив должен принимать документы на хранение, когда стадия банкротства идёт и существует решение Арбитражного суда о ликвидации.
– Но есть случаи, когда просто бросают документы. Они оказываются бесхозными. А кто должен позаботиться о них? Конечно, архив. Принимаем, обрабатываем. Причём всё вручную.
Чуть позже в одном из хранилищ Ирина Валентиновна покажет мне стопку дел, которые недавно пришли именно таким образом: некая организация бросила документы, а в помещениях затеяла ремонт:
– Помню, главный бухгалтер звонит, говорит, что боится за судьбу этих бумаг. Пришлось их принять… Хотя мы, в общем-то, и не должны.
Помещения, в которых размещаются провинциальные архивы, конечно, далеко не всегда удовлетворяют современным требованиям и часто не предназначались изначально для хранения документов. Есть районы, где такие бумаги находятся в здании местного Дворца культуры, где-то – в подвале административного здания. Аннинский архив с начала 1990-х располагается в администрации городского поселения. А до этого… Ирина Валентиновна смеётся, вспоминая:
– Делили помещения с жилищно-коммунальным хозяйством. Во дворе буквально под моим кабинетом была котельная. Гул стоял целый день, а ты работаешь с документами! Для хранилища довольно маленькое помещение было выделено. Стеллажи деревянные. . .
Сейчас у архива – три хранилища. В каждом оборудована рабочая комната, где сотрудник может работать над справкой: чтобы не таскать документы туда-сюда. Одно из них – рядом с кабинетом, где мы с Ириной Валентиновной беседовали. В хранилище недавно освещение поменяли на светодиодное. Однако на потолке я заметил пятна – похоже, когда-то помещение оказалось затоплено.
Здесь хранится так называемая управленческая документация – планы, отчёты, протоколы, материалы бухгалтерии. Например, дела исполкома Аннинского райсовета, роно, райфинотдела, сельских Советов.
– Там располагался когда-то кабинет первого секретаря райкома КПСС, – поведала мне Ирина Валентиновна. – А где мы сейчас сидим – была его комната отдыха. Видите, она на лестничную площадку выходит?
По лестнице спускаемся вниз, туда, где в прошлом году появилось ещё одно хранилище. В нём собраны документы по личному составу. Мебель в кабинете, кажется, ещё с советских времён. Что поделать, средств на приобретение новой нет. Здесь хранятся приказы по личному составу, информация по зарплате. Раньше всё это лежало в другом хранилище – оно рядом со зданием, в Доме детского творчества. Сейчас там складываются документы, по которым меньше запросов – как правило, они относятся к 1940-1950-м годам.
Для того чтобы переносить дела, районная администрация выделяет машину и грузчиков:
– Грузим бумаги в мешки, их перевозят, а мы здесь потом распаковываем… Помещений, конечно, недостаточно. Документы постоянно прибывают.
А чтобы появилось одно большое хранилище – об этом пока приходится только мечтать.
День, когда я пришёл в Аннинский архив, оказался неприёмным: помню, когда посетил архив в другом райцентре, мой визит не обрадовал людей, выстроившихся в очередь за справками. Хорошо, когда можно распределить работу между подчинёнными. А уж если её облегчает помощник-компьютер… Но сейчас полная компьютеризация – дело трудноосуществимое. С 2013 года в штате архива работают два человека. До этого руководителю и вовсе приходилось в одиночку справляться. Говорят, и сейчас где-то есть такие архивы.
– Даже не представляю, как они работают! – вздыхает Ирина Сенчихина.
Ирина Сенчихина. Фото Полины Лях.
Источник: газета «Коммуна» | №16 (26763) | Пятница, 2 марта 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...